Казахстанские музыканты и певцы известны на весь мир, причём прославились в самых разных творческих сферах, будь то уникальный вокалист Димаш Кудайберген, рэпер Адиль Жалелов (Скриптонит), скрипачка Жамиля Серкебаева и прочие наши талантливые соотечественники.

В то же время и они сами, и казахстанские депутаты, и наш президент говорят о том, что в стране не хватает музыкальных школ и серьёзно страдает инфраструктура, необходимая для реального создания креативного кластера.

Так, скажем, ещё в 2021 году депутат Мажилиса Ерлан Смайлов в своём официальном запросе отмечал: «В Казахстане катастрофически не хватает детских музыкальных и школ искусств. Только 1,3% из казахстанских детей школьного возраста охвачены детскими музыкальными школами и 1,9% ходят в школы искусств». На тот момент, по его данным, в РК было 159 музыкальных школ, из которых 8 — частные.

На текущий момент никакой официальной статистики по детским музыкальным школам БНС АСПиР РК не приводит, однако на портале eGov есть список таких школ. Сегодня в этом списке всего 147 учреждений на весь Казахстан. Учитывая, что детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно в РК 5,6 миллиона, на одну такую школу их приходится почти 40 тысяч.

Хотя, конечно, такие расчёты — сферические цифры в вакууме. Никто несколько десятков тысяч детей в одну школу не отправит, тем более что в четырёх регионах страны, судя по данным на портале, нет вообще ни одной детской музыкальной школы. И если про три новообразованные области можно ещё попытаться сказать, что данные просто пока не загрузили, то про Северо-Казахстанскую область ничего такого не скажешь. Мы, конечно, нашли в этом регионе некоторые учреждения через поисковик — музыкальные студии, например. Но вот именно про школы информации нет.

Понятно, что родители могут отдать ребенка в частную студию, кружок, или и вовсе нанять преподавателя заниматься дома. Но это, во-первых, очень недёшево и большинству просто недоступно, во-вторых, такие занятия не обеспечат никакой системности и разносторонности, и в-третьих, никакой гарантии качества такого образования нет и быть не может.

Ниже представлена карта известных школ по регионам, а рядом, просто для сравнения — численность детей, которым такая школа могла бы понадобиться.

Даже в столице — одном из самых быстрорастущих и самых «детских» регионов страны — всего три такие школы. То есть хуже, чем в Астане, обстоит ситуация только в Мангистауской области и тех регионах, где школ нет вообще. Напомним: мы говорим о столице нашего государства, где проживает 377 тысяч детей в возрасте от 3 до 17 лет.

В целом, важно понимать, что, при всём таланте казахстанских музыкантов и профильных педагогов, в стране нет по-настоящему выдающихся, знаменитых на весь мир или хотя бы на региональном уровне музыкальных школ. Даже школ, которые были бы известны, как известны в своих сферах НИШ или КТЛ («Білім-Инновация») — тоже нет. И никакой хотя бы относительно серьёзно оснащённой музыкальной школы тоже не наблюдается.

Для примера: входящая во все мировые рейтинги Школа Колберна из Лос-Анжелеса имеет не только спроектированные специально под неё кампусы и классные помещения, но и собственную прекрасную концертную площадку, на которой выступали многие ведущие артисты мира. В этой музыкальной школе учатся дети и подростки с ранних лет, есть и отделение для студентов-магистров.

Не менее именитая Музыкальная школа Шеперда, расположенная в Хьюстоне, штате Техас, помимо специальных аудиторий включает концертный зал Stude Concert Hall на 1000 мест, знаменитый своей акустикой Duncan Recital Hall на 250 мест, органный зал и оперную студию. Дошкольные занятия для малышей здесь начинаются уже в возрасте двух лет.

Мы не думаем, что в Казахстане нет талантов, нуждающихся в не меньших возможностях и оснащении. Но вот инфраструктуры под них действительно, увы, пока не построено.

О проблемах и необходимости создания музыкальных центров, школ и в целом развитии музыкальной инфраструктуры говорят регулярно. Скажем, этот вопрос поднимала на встрече с президентов Жамиля Серкебаева. Обсуждала вопросы музыкального образования с главой государства и знаменитая пианистка и выдающийся педагог Жания Аубакирова.

А сам президент, поздравляя в мае этого года творческих казахстанцев с Днем работников культуры и искусства, отметил, что в РК были выделены бюджетные средства на покупку музыкальных инструментов для профильных учебных заведений и государственных концертных организаций — впервые за три десятилетия.

Остаётся надеяться, что профильные ведомства обратят наконец внимание на проблемы в сфере нехватки музыкальных школ и инфраструктуры, и услышат слова президента: «Культура и искусство являются важными сферами в жизни страны. Искусство — это душа нации, а культура — её духовный облик».