Ухудшение условий в экономике бьет по возможностям пищевиков вкладывать в собственное развитие. За первый квартал текущего года объем инвестиций в основной капитал предприятий, производящих продукты питания и напитки, сократился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года в 3 раза и составил всего 10 млрд тенге.
Особенно сильное сокращение инвестиций испытали производители продуктов питания - по сравнению с объемом годичной давности сумма инвестиция сократилась на 15 млрд тенге, до 7 млрд тенге. Производители напитков за первый квартал текущего года вложили 3 млрд инвестиция, или на 4 млрд тенге меньше чем год назад.
Пищепром в Казахстане развивается в основном благодаря собственным инвестициям предприятий. Доля собственных средств в инвестициях в основной капитал в отрасли варьирует от 65% до 80%.
Сумма привлеченных средств представлена целиком кредитыми средствами (в т.ч. банков). При этом государственные средства в развитие пищепрома напрямую из республиканского и местных бюджетов не направляются.
В первом квартале текущего года пищепром испытал резкое сокращение инвестиций как из собственных средств (-14 млрд тенге), так и по привлеченным (-5 млрд тенге).
Не смотря на резкое сокращение инвестиций, пищепром наращивает объемы производства. Если в 2014 и 2015 годах можно было увидеть некоторое замедление темпов роста производства в отрасли, то в январе-марте 2016 года производители продуктов питания и напитков выпустили товаров на сумму 331 млрд тенге, что на 22% больше, чем в первом квартале прошлого года.
Особенную активность в производстве показывают производители продуктов питания, увеличившие выпуск на 26%. Производители напитков нарастили выпуск продукции на 2% по сравнению с январем-мартом 2015 года.
Между тем, сокращение инвестиций в отрасли замедляет процесс обновления основных фондов предприятий пищепрома, состояние которых близко к критическому. Уровень износа основных средств в пищепроме в среднем составляет 40% - 39% на предприятия, производящих продукты питания, и 42% у производителей напитков.
При этом только 8% основных средств в отрасли являются обновленными - 10% на производстве продуктов питания и 7% на производстве напитков.