По итогам 11 месяцев объём страховых премий в сегменте добровольного имущественного страхования автотранспорта составил 18,4 млрд тг — сразу на 17% больше, чем годом ранее.
Напомним, добровольное страхование автотранспорта — КАСКО — предусматривает страховую защиту как на случай непосредственно ДТП, так и при других рисках.
Среди них:
• случайное внешнее механическое воздействие;
• случайное воздействие химических веществ и (или) высокой температуры;
• стихийное/природное бедствие и прочие форс-мажоры (пожар, взрыв, самовозгорание и т. д.);
• противоправные действия третьих лиц (угон, хищение и т. д.).
Специалисты Ассоциации страховщиков Казахстана пояснили, что в настоящее время на рынке существуют две разновидности КАСКО.
• Первая разновидность — легкие «коробочные» продукты с ограниченной ответственностью. Недорогие в денежном выражении, они, однако, не предусматривают полного возмещения и полного покрытия рисков. Такой продукт можно купить по максимально доступной стоимости — всего от 3 тысяч тенге.
• Второй вариант — КАСКО, параметры которого клиент подстраивает под себя. Тут можно выбирать риски и покрытия. Например, выбрать риск ДТП, пожара, кражи автомобиля и его отдельных элементов (зеркал); или только ДТП; или полный пакет. Можно выбрать покрытие по оценке специализированных СТО или выплату по отчёту оценщика, также включить опцию выплаты без учёта износа автомобиля. Такие продукты будут стоить 1,5–5,5% от стоимости автомобиля. Помимо рисков и покрытия, на цену полиса могут влиять условия эксплуатации автомобиля, наличие противоугонных систем, количество лиц, которые допущены к управлению автомобилем и множество других факторов.
Каждый автолюбитель может выбрать свой пакет страховых случаев, наиболее актуальный лично для него, в зависимости от класса и возраста авто, собственного водительского стажа, условий и целей эксплуатации машины, и даже региона проживания, климатических условий и прочих тонкостей.
Заметим, рост объёма страховых премий показывает более бережное и ответственное отношение автолюбителей страны к своим «железным коням» — и это полностью оправдано.
Показательно, что, несмотря на общее сокращение числа ДТП по стране (на 5,3% за год к началу 2018-го), это говорит лишь о снижении опасности для пешеходов: количество наездов на них снизилось сразу на 5,1%. Также уменьшилось количество наездов на велосипедистов — на 0,6% за год.
В то же время автомобили страдают заметно чаще. Так, число столкновений транспортных средств увеличилось сразу на 6,6% год-к-году, наездов на препятствия — на 1,8%, опрокидываний авто — на 5,2%. Более того: сразу на 12,5% чаще происходили повреждения авто в результате наезда на стоящие транспортные средства — это тот случай, когда ни осторожность вождения, ни опыт водителя не могут защитить автомобиль от ущерба.
В Ассоциации страховщиков Казахстана напоминают: для удобства застрахованных многие страховые компании сегодня предлагают такие страховые продукты, которые предусматривают возможность при незначительном ущербе (до 300–500 тысяч тенге) получить страховую выплату без вызова дорожной полиции или иных компетентных органов. Все вопросы может решить на месте аварийный комиссар компании, выплаты производятся в кратчайшие сроки, без лишних документов.
Кроме того, с 1 января текущего года клиенты страховых организаций могут заключать договоры страхования в электронной форме с использованием интернет-ресурсов и оформлять электронные страховые полисы. Заявление о страховом случае также можно подать онлайн, как и заявление на проведение расчёта размера вреда, и заявление о выплате.
Напомним, по итогам 11 месяцев 2018 объёмы страховых выплат по авто-КАСКО составили 5,2 млрд тг — практически столько же, сколько и годом ранее.