За семь месяцев поступления по акцизам в РК составили 188,1 млрд тг — на 11% больше, чем годом ранее. Впрочем, доля акцизов от общих налоговых поступлений сократилась за год с 4,1% до 3,9%, так как в целом поступления по всем видам налогов выросли в соответствующем периоде на 15,3% к прошлому году. Отметим, что налоговые поступления играют решающую роль в доходах госбюджета: их доля за январь–июль текущего года составила 67,8%, против 66,6% год назад.

При этом непосредственно акцизы на алкогольную продукцию достигли всего 39,7 млрд тг, против 42,8 млрд тг годом ранее (минус 7,1%). Сокращение наблюдается по всем группам — как для продукции, произведённой в РК (минус 4,3%), так и для импортированной из ЕАЭС (минус 16,9%) и стран вне Союза (минус 11,7%).

Напомним, в целом за 2018 год акцизы в секторе составляли 79,9 млрд тг — сразу на 35,9% больше, чем годом ранее.

По мнению экспертов, увеличение налоговых сборов за счёт вывода алкогольного рынка из тени могло бы частично перекрыть недобор в 200 млрд тенге, который образуется в следующем году в связи с освобождением малого бизнеса от налогов.

Теоретически сокращение поступлений по акцизам полностью соответствует сокращению производства и потребления в секторе. По официальным данным, например, производство водки и ликёро-водочных изделий по итогам I полугодия составило всего 14,2 млн литров — сразу на 23,7% меньше, чем годом ранее. Потребление (реализация на внутреннем рынке), в свою очередь, упало на 22,2% за год, до 18,1 млн литров.

В то же время внезапная склонность казахстанцев к трезвости почему-то не распространяется на вина: потребление в секторе практически не изменилось, оставшись на уровне 19 млн литров за полугодие, а производство даже немного подросло — до 13 млн литров, против 12,7 млн литров годом ранее (+2,4% за год).

Можно допустить, что казахстанцы отказываются именно от крепких спиртных напитков, но темпы всё же настораживают. По сути, с рынком крепкого алкоголя варианта два: либо казахстанцы дружно бросают пить, либо рынок стремительно уходит ещё глубже «в тень» — например, из-за очередного витка роста минимальных цен на крепкий алкоголь в текущем году.

Напомним, с марта 2019-го минимальные розничные цены на водки, водки особые и крепкие ликёро-водочные изделия на текущий год установлены в размере 1923 тенге за литр (против 1900 тенге в 2018-м, или +23 тенге). В 2018 году минимальные розничные цены на крепкий алкоголь подняли сразу на 200 тенге: в 2017-м цена за литр составляла 1700 тенге.

К сожалению, с прозрачностью рынка крепкого алкоголя дела в стране всегда обстояли плохо. К примеру, по итогам 2017 года, по данным официальной розничной торговли, проведённой «в белую» по кассе, казахстанцы потратили на алкогольные напитки 270,6 млрд тг, из них 73,8 млрд тг — непосредственно на водку. Учитывая данные Комитета по статистике по средним ценам на водку (данные за декабрь 2017 года), потребление этого напитка казахстанцами составило 30,3 млн литров, или 32,8 млн литров с учётом крепких ликёро-водочных. Однако согласно балансам того же Комитета, на внутреннем рынке непосредственно населению за 2017 год было реализовано 57,7 млн литров водки и ликёро-водочных изделий. Где «потерялась» разница более чем в 43% — сложный вопрос.

Более того, если посчитать потребление водки на среднестатистического казахстанца старше 15 лет в региональном разрезе, то разница между областями будет просто колоссальной. Согласно официальным данным, самые «пьющие» казахстанцы к началу прошлого года проживали в Карагандинской области, где на взрослого человека потреблялось сразу в 7 раз (!) больше водки, чем в «малопьющей» ЮКО (ныне Туркестанская область и город Шымкент). Впрочем, статистика заболеваемости по РК никак не подтверждает массовое «пьянство» жителей региона: напротив, именно в Карагандинской области показатели — одни из самых низких по республике: всего 45,4 впервые зарегистрированных заболеваний на 100 человек, против 57,9 в среднем по РК, и 49,7 — в бывшей ЮКО.

Вряд ли эти данные можно рассматривать как свидетельство «полезности» водки для здоровья казахстанцев. Скорее это говорит лишь о том, что в Карагандинской области розничная торговая — и в частности торговля алкоголем — более жёстко контролируется, а рынок более прозрачен, и только.

В разные годы Комитет по статистике и прочие аналитики оценивали долю нелегального алкоголя на рынке от 20% до 40%, а по некоторым экспертным оценкам — и до 50%.

Нелегальный алкоголь — это либо незаконный неподконтрольный импорт, либо небезопасный контрафакт, либо «серое» производство. Помимо опасности для здоровья казахстанцев, теневой рынок серьёзно подрывает налогообложение в секторе. Так, при доле нелегального алкоголя в 20% от рынка, акцизы в секторе могли бы составить за те же 7 месяцев текущего года уже 49,7 млрд тг, а при доле в 50% — сразу 79,5 млрд тг, то есть на 10–40 миллиардов тенге больше, чем в данный момент (по итогам января–июля), или потенциально дополнительно до 68 миллиардов тенге за год.

Таким образом, вывод алкогольного рынка в «белый» сегмент позитивно сказался бы и на экономике в целом, и на безопасности в секторе — а следовательно, на здоровье граждан.