Развитие евразийской транспортно-логистической инфраструктуры объявлено одним из приоритетов грядущей Модернизации 3.0. Однако, текущих объемов инвествложений и производство услуг в отрасли остаются слабыми и не могут дать поддержки для будущего массированного роста.
В 2016 году объем инвестиций в основной капитал транспортно-логистических компаний составил 1,2 триллиона тенге. Это ниже уровня вливаний в 2015 году (-1%), однако если сравнивать с ситуацией в 2014-2015 годах, то темпы уменьшения притока инвестиций в отрасль заметно замедлились.
Самый значительный объем инвестиций в развитие транспортной отрасли в течение посткризисного периода было зафиксировано в 2013 году (1,5 триллионов тенге).
На падение объемов инвестподдержки соответствующим образом реагирует динамика объема услуг, предоставляемых участниками рынка. Начиная с 2014 года темпы роста производства услуг в отрасли перманентно замедляются, и в январе-сентябре 2016 года рост составил всего 3,9% по сравнению с уровнем годом ранее. Напомним, что в 2013 году прирост объема услуг за 9 месяцев составлял 7,8%.
Примечательно, что в 2016 году сами предприятия резко сократили вливание собственных средств в свое развитие, видя готовность государства увеличивать их поддержку. В результате изменилась структура инвестиций - объемы бюджетных вложений стали превышать собственные инвестиции предприятий (36,3% и 33,7%, соответственно).
За год сумма средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, в инвестициях выросла на 7,3 миллиарда тенге, в то время как объем собственных инвестиций сократился на 69,5 миллиардов тенге.
Кроме того, также вырос приток банковских кредитов и займов иных казахстанских кредитных учреждений в инвестиции в транспортную отрасль - на 38 миллиардов тенге.
В рамках реализации Модернизации 3.0 правительство РК к 2020 году должно обеспечить увеличение годового объема транзитных перевозок: в 7 раз для грузов, перевозимых контейнерами – до 2 миллионов контейнеров; в 4 раза для пассажирских перевозок воздушным транспортом – до 1,6 миллиона транзитных пассажиров.
Также доходы от транзитных перевозок к этому сроку должны вырасти в 5,5 раза – до 4 миллиардов долларов в год.
В текущем году ожидается, что работами по строительству и реконструкции будет охвачено 4 400 километров автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 километров с поэтапным внедрением платности.
Основными бенефициарами инвестподдержки отрасли являются западные регионы - в 2016 году объем инвестиций в основной капитал транспортно-логистических предприятий Атырауской области составил 181 миллиард тенге (16% всех вложений в отрасли), и 111 миллиардов тенге в Мангистауской (10%).
Также активно инвесторы вкладываются в развитие транспортной инфраструктуры в Алматинской области - объем инвестиций за прошлый год превысил 166 миллиардов тенге (14%).
Минимум инвестподдержки испытывают предприятия отрасли в северных регионах - объем вложений за 2016 год в основной капитал отраслевых компаний в Костанайской отрасли составил всего 17 миллиардов тенге, в СКО он оценивается в 28 миллиардов тенге.