Среднее техническое и профессиональное образование (ТиПО) названо самым уязвимым звеном казахстанской системы образования. Об этом было сказано на прошедшем 21 августа текущего года Республиканском саммите педагогов РК. В этом секторе образования, насчитывающем около 548 тыс. студентов, накопилось много проблем, которые не решались годами. Одна из главных — низкий уровень трудоустройства выпускников, которые завершили обучение в колледже.

В Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования РК на 2023–2029 годы говорится, что доля трудоустроенных выпускников ТиПО в 2022 году составила 67%. Однако данные Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК корректируют эту цифру в меньшую сторону. По отчётам БНС, доля трудоустроенных выпускников колледжей в 2022/2023 учебному году составляла 59,8%. Годом позже — 60,8%. Мы сравнили эти значения с данными пятилетней давности. Оказалось, что в 2018/2019 учебном году ситуация была на таком же уровне, показатель составлял 61,4%. При этом важно отметить, что часть выпускников (10%–15%) после колледжа поступили в другие учебные заведения. Куда пошли оставшиеся 25%–30%, из отчётов не ясно.

В данных БНС также нет выборки по доле трудоустроенных именно по той профессии, на которую учились студенты колледжей. В национальном докладе «Рабочая сила будущего: молодёжь на рынке труда Казахстана» эксперты АО «Центр развития трудовых ресурсов» (ЦРТР) делают вывод: доля работающих не по профессии среди выпускников организаций ТиПО составляет 29%. Это значительно больше, чем среди выпускников вузов (17%).

На неудовлетворительные показатели трудоустройства напрямую влияют различные риск-факторы системы ТиПО. Это и общий низкий уровень функциональной грамотности студентов колледжей, и устаревшие учебные программы организаций ТиПО, и дефицит преподавателей, мастеров обучения. Чиновники признают эти слабые стороны профессионального образования в РК, поэтому они указали их и другие барьеры профтехобразования в Национальном плане развития РК до 2029 года.

«Работодатели оценивают уровень качества ТиПО в Казахстане на 3,7 балла из 7, что может косвенно свидетельствовать о неудовлетворённости рынка качеством подготовки кадров. Среди причин низкого качества подготовки: устаревшая материально-техническая база (в 38% ТиПО), слабая связь колледжей с реальным сектором экономики, бизнесом и сферой услуг. Среди других вызовов — распределение средств подушевого финансирования. Например, из средств, полученных в рамках введённого с 2020 года механизма подушевого финансирования, 85% расходуются на содержание зданий и зарплаты педагогов и лишь 15% направляются на материалы для организации практики студентов», — говорится в документе.

Согласно выводам аналитиков ЦРТР, на казахстанском рынке труда прослеживается тенденция несоответствия спроса и предложения. Всё больше выпускников школ идут учиться в вузы, чтобы получить высшее образование. Оно считается более престижным, а работа по профессии с дипломом — более высокооплачиваемой. Однако на рынке труда больше всего не хватает именно «синих воротничков» — людей рабочих профессий, выпускников колледжей.

Тезис экспертов ЦРТР подтверждают и данные БНС. Так, в прошлом году среднемесячная номинальная заработная плата наёмного работника со средним образованием была на 42% меньше, чем у такого же работника, окончившего вуз. В первой группе люди получали в среднем 230,8 тыс. тг, во второй — 398,2 тыс. тг. И такая большая разница отчётливо просматривается во всех отраслях экономики, от торговли до почтовой и курьерской деятельности. Самый большой разрыв ожидаемо наблюдается в таких сферах, как научная и экспертная деятельность (55,9%), административное и вспомогательное обслуживание (63%), образование (60,7%).

Чтобы устранить системные недостатки системы ТиПО и переставить её на новые рельсы с учётом цифровизации многих отраслей экономики, правительство приняло решение провести полную трансформацию среднего профессионального образования. Основы этих изменений на августовском саммите презентовала министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова. Глава ведомства сообщила, что уже завершена инвентаризация всех организаций ТиПО и сейчас их распределяют по профилям. Следующим этапом станет разработка системы преемственности колледжей и вузов. Чиновники намерены вернуть советскую систему, которая позволяла студенту после окончания техникума продолжить образование в университете сразу на третьем курсе.

Далее в организациях ТиПО намерены ввести международные отраслевые стандарты и сертификацию знаний выпускников. Это будет выглядеть как дополнительный экзамен, который завершившие обучение студенты должны сдать вне стен своего колледжа, в специальном сертификационном центре. Такая внешняя оценка знаний учащихся, вкупе с долей трудоустроенных выпускников, станет главным индикатором KPI для колледжей. На базе лучших, или опорных, организаций ТиПО намерены открыть центры опережающей подготовки педагогических кадров. То есть новому в профессии сначала будут обучать преподавателей колледжей, а уже потом они будут передавать эти знания студентам. Если у какого-либо колледжа будет низкий KPI, его объединят с более сильным учебным заведением.

Если план по трансформации системы ТиПО удастся воплотить в жизнь, доля трудоустроенных выпускников к 2029 году должна увеличиться до 80%. Именно такой уровень трудоустройства имеют вчерашние студенты организаций среднего профессионального образования в странах ОЭСР.