За январь-март текущего года объем премий в сегменте добровольного страхования имущества составил 52,3 млрд тг, что на 10,6% меньше прошлогоднего показателя.
Бумерангом это отразилось и на выплатах за нанесенный ущерб застрахованного имущества. За три месяца 2018 года объем страховых выплат составил всего 5,3 миллиарда тенге - сразу на 21,4% меньше аналогичного периода 2017 года.
При дальнейшем развитии такого тренда, страховой сектор будет сжиматься, так как отрасль добровольного имущественного страхования занимает почти половину портфеля страховых полисов в денежном эквиваленте: в 2017 - 46,5%, в 2016 - 50,4%.
За последние два года страховой сектор в масштабах национальной экономики сократился: в 2016 и 2017 году объем активов страховых компаний к ВВП составлял всего 1,8%, в 2015 - 2%.
В среднем за год один казахстанец страхуется всего на 20 тысяч тенге, причем в этот чек входит как обязательное страхование, так и добровольное по имуществу и жизни. Одна из причин такого невысокого чека - на рынке нет обоснованной аналитики по потенциалу рисков каждого класса и вида страхования для конечного потребителя услуг. При отсутствии обоснованной и подтвержденной фактами внешней мотивационной информации, спрос на добровольные страховые полисы остается крайне низким.
Очевидно, что страховой сектор идет против общего экономического вектора на либерализацию. Из трех видов страхования, наиболее активно развивается принудительный сегмент.
За январь-март объем премий по обязательному страхованию составил 26 миллиардов тенге, это на 25,8% больше, чем за первые три месяца 2017 года. На этот вид страхования приходится четверть от всего объема привлеченных полисов в денежном эквиваленте.
На текущий момент страховой рынок переживает беспрецедентное давление со стороны регулятора. На данный момент уже принят мажилисом и рассматривается в сенате проект изменения законодательных актов по страховой деятельности, где предусмотрено внедрение отдельных элементов риск-ориентированного надзора. В частности, один из таких инструментов - введение мотивированного суждения регулятора по отношению к любой страховой компании.
Цель такого института - предупреждать риски на ранней стадии. Благое намерение со стороны Нацбанка создает условия для непрозрачного давления на участников рынка - в дополнение к действующим пруденциальным нормам регулирования добавляется инструмент субъективного мнения регулятора, на основе которого могут быть предъявлены претензии к страховым компаниям.
Текущая ситуация уже дает негативные плоды. На фоне сокращения основного источника страховых премий, чистая прибыль в 2017 году сократилась на 15,9% - с 68,2 до 57,4 млрд тг. Сокращение чистой прибыли наблюдалось и в 2016 году. Примечательно, что высокие, по сравнению с последующими годами, показатели прибыли, полученной в 2015 году (174,3 млрд тг), были достигнуты за счет доходов от инвестиционной деятельности, а не от страховой.