За 2024 год рынок аренды, проката и лизинга в РК показал спад в стоимостном выражении на 8,2%. По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, объём услуг в этой сфере составил 701,8 млрд тг, против 764,4 млрд тг в 2023-м.

Главными «виновниками» стагнации в секторе стали компании, которые сдавали в аренду различное оборудование и материальные активы. Они уменьшили свои показатели на 11,2%. Также «в минусе» в сравнении с 2023 годом оказались фирмы, сдающие во временное пользование грузовые авто. Объём оказанных ими услуг сократился сразу на 23,9%.

Значительным ростом могут по праву похвастаться каршеринговые фирмы и те частники, которые сдают свои автомобили в аренду. За январь–декабрь прошлого года предприниматели в этой сфере заработали 120,6 млрд тг — на 24,6% больше, чем годом ранее. Если рассматривать многолетнюю динамику, это значение нельзя назвать рекордом: в 2021 году показатель достигал 127,4 млрд тг. Срез объёмов рынка в сравнении с данными пятилетней давности свидетельствует о росте в 2 раза.

Рынок каршеринга в казахстанских регионах развивается неоднородно и не имеет обобщённых стандартов качества оказания услуг. В мегаполисах и крупных промышленных центрах уже насчитывается по нескольку компаний, имеющих большой автопарк и дифференцированный каталог услуг. В областных центрах отдельных регионов, не отличающихся своим активным экономическим развитием или туристическим потенциалом, каршеринговых фирм — единицы, или их нет вовсе.

Редакция Finprom.kz провела мониторинг цен на аренду автомобилей без водителя в 16 мегаполисах и областных центрах. Условно мы разделили их на три группы. В первую определили самые крупные города, где наблюдается наиболее высокий уровень конкуренции. Это Алматы, Астана и Шымкент, и в каждом из мегаполисов активно рекламируют свои услуги около 10 каршеринговых компаний. Они предлагают большой выбор автомобилей категорий «стандарт», «комфорт» и «бизнес». Разброс цен очень широкий: суточная аренда варьируется от 15 тыс. тг за бюджетный хэтчбек до 250 тыс. тг за внедорожник BMW X7. Есть сервисы с поминутной оплатой: от 47,7 тг за минуту без учёта километража. Стоимость проезда одного километра считается отдельно. Также некоторые сервисы заранее предупреждают о довольно внушительном списке штрафов в случае повреждения автомобиля, парковки в неположенном месте, антисанитарии в салоне.

Во вторую группу мы поместили областные центры, которые объединяет сеть каршеринговых фирм. Большая часть парка в них состоит из автомобилей эконом-класса для езды по городским дорогам. К таким городам можно отнести Караганду, Усть-Каменогорск, Туркестан, Павлодар. Цены на аренду автомобиля эконом-класса в них варьируются в среднем от 16 тыс. до 25 тыс. тг., премиум-класса — от 30 тыс. до 40 тыс. тг. Варианты класса люкс, которые арендуют, как правило, в особых случаях, стоят более 100 тыс. тг.

К третьей группе мы отнесли областные центры западных регионов — Семей, Кызылорду и другие. Их объединяет то, что рынок аренды легковых автомобилей в них не имеет явных лидеров и в основном представлен индивидуальными предпринимателями. Объявления о прокате авто в этих городах чаще всего размещаются на агрегаторах, а не на собственных сайтах. Расценки суточной аренды — от 8 тыс. до 20 тыс. тг. При этом можно встретить варианты аренды автомобилей, которым уже более 20 лет, и даже отретушированные фото не могут скрыть того, как они «устали». Стоимость вариантов получше достигает 40 тыс. тг за сутки.

Каршеринг — только часть рынка аренды легковых и грузовых автомобилей. Так, доходы предприятий от сдачи в аренду транспортных средств с водителем по итогам прошлого года достигли 184 млрд тг. За год прирост стоимостного объёма составил 11,7%.

Более половины объёма доходов от этого вида деятельности суммарно было получено в западных регионах страны: 117,8 млрд тг. Заметные объёмы также были зафиксированы в Карагандинской области (19,9 млрд тг) и в Алматы (11 млрд тг).