По итогам 2024 года объём электронной розничной торговли в Казахстане достиг нового рекорда — 3,2 трлн тг. За год показатель вырос на ощутимые 29,4%.
Вместе с тем растёт и доля электронной торговли в общем объёме розничной торговли: плюс 1,4 п. п. до рекордных 14,1%. Для сравнения: в 2023 году доля составляла 12,7%, в 2022-м — 12,5%, и это всё с учётом маркетплейсов. А до 2022 года статистика велась без учёта маркетплейсов, и тогда доля достигала максимум 4,1%.
Объём электронной торговли через маркетплейсы в Казахстане в целом по итогам 2024 года составил 2,7 трлн тг — это на 51,6% больше, чем годом ранее.
Удобство, широкий ассортимент и развитая логистика делают маркетплейсы всё более предпочтительным каналом для покупателей, в то время как собственные онлайн-ресурсы бизнеса теряют аудиторию и обороты. Таким образом, маркетплейсы становятся ключевыми игроками в структуре электронной торговли страны.
Рост электронной торговли также приносит значительный прирост налоговый поступлений в бюджет. Напомним, по итогам прошлого года лидером по налоговым отчислениям среди маркетплейсов стал Kaspi.kz: за 2024 год компания направила в госказну 133,7 млрд тг — на 28,8% больше по сравнению с предыдущим годом.
В топ-5 маркетплейсов по налоговым отчислениям в 2024 году вошли также Wildberries (ТОО «ИМВБКЗ») — 37,5 млрд тг, Ozon (ТОО «ОЗОН Маркетплейс Казахстан») — почти 10 млрд тг, OLX — 3,6 млрд тг и Flip.kz — 831,4 млн тг.
Заметим: 96,1% от общего объёма розничной электронной торговли через маркетплейсы приходится на малые и средние предприятия (МСБ). Если рассматривать детальнее, то 79% — это средние предприятия, 17,1% — это малые, и 3,9% — это крупные компании. Таким образом, именно маркетплейсы стали драйвером развития сетевой торговли для МСБ в Казахстане, давая микро-, малому и среднему бизнесу готовую инфраструктуру, новые возможности роста и доступ к покупателям.
Что касается самых популярных групп товаров, реализованных через маркетплейсы, то ситуация следующая:
• 27,4% рынка приходится на телефоны и гаджеты. Объём реализации по итогам 2024 года составил 735,1 млрд тг.
• На втором месте бытовая техника — 355,6 млрд тг, или 13,3% рынка.
• Замыкает тройку лидеров категория «Одежда, обувь и спортивные товары» — 277,4 млрд тг, или 10,3% рынка.
Кроме того, в топ вошли: компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары (152,2 млрд тг), товары для дома и дачи (152,2 млрд тг), автотовары (151,6 млрд тг), мебель (127,8 млрд тг), а также продукты питания (111,4 млрд тг).
Таким образом, маркетплейсы в Казахстане фактически не имеют ограничений в ассортименте и предлагают потребителям широкий выбор товаров и услуг. В сочетании с удобством использования и высоким качеством сервиса это сделало их одними из самых конкурентоспособных игроков на рынке розничной торговли страны.