Казахстан сократил экспорт легковых автомобилей почти в 17 раз. Такое резкое падение показателей продаж авто за границу случилось впервые за последние несколько лет. По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, за январь–июнь текущего года из РК в другие страны вывезли всего 554 автомобиля. В первом полугодии 2023-го количество экспортированных авто приближалось к 9,2 тыс.
Согласно статистике, с 2018 года Казахстан планомерно наращивал экспорт легкового транспорта. Это происходило как за счёт продаж автомобилей казахстанской сборки в Россию, Узбекистан, Таджикистан и другие страны, так и по линии реэкспорта. Максимального показателя продажи за рубеж достигли в 2021 году, когда из РК было вывезено 11,3 тыс. авто.
Главным импортёром автомобилей из Казахстана была Россия. РФ занимала в экспорте машин из РК долю сразу в 92,6%. Из 9,1 тыс. авто, проданных за границу в первом полугодии 2023-го, 8,4 тыс. уехали именно в российские города. При этом за январь–июнь текущего года продажи в РФ насчитывали всего 115 авто. Основная часть пришлась на первый квартал, когда в ЕАЭС ещё не начала действовать новая система управления рисками, внедрённая Евразийской экономической комиссией. Напомним: с 1 апреля 2024 года ввоз в Россию автомобилей, растаможенных в какой-либо из стран ЕАЭС, больше не имеет действовавших ранее лояльных условий. Теперь всем поставщикам авто в РФ при занижении таможенной стоимости ввозимого автомобиля придётся выплачивать разницу, рассчитанную на основании средней цены такого автомобиля. Новые правила полностью лишают перекупщиков коммерческого интереса заниматься поставками в Россию.
По этой же причине сократились поставки автомобилей из Казахстана и в некоторые другие страны ЕАЭС. Например, согласно таможенной статистике, в первом полугодии текущего года экспорт легковых авто в Беларусь сократился в 18 раз, в Кыргызстан — на 27,5%.
В отчётах БНС по балансам ресурсов и использования за январь–июнь можно выделить следующую тенденцию. За счёт высоких показателей экспорта в прошлом году общий объём использования этого товара в 2024-м был меньше на 3,4%. На внутреннем и внешнем рынках за полгода 2024-го было продано 127,6 тыс. автомобилей — на 4,5 тыс. меньше, чем годом ранее.
В ресурсах отрасли главную роль играет импорт. На него пришлось 55,3% всех автомобилей. Доля собственного производства в ресурсах в первом полугодии составила 44,7%. А ведь ещё в прошлом году лидерство было за «нашими»: удельный вес казахстанского автопрома достигал 50,4%.
Отечественные автомобилестроители уступили лидерство на домашнем рынке из-за сокращения производства. В январе–июне 2024-го с конвейера сошли 57,1 тыс. легковых автомобилей — на 9,5 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным президента Объединения юридических лиц «Казахстанский автомобильный союз» Анар Макашевой, уменьшение производственных показателей стало реакцией казахстанского автопрома на изменения на внутреннем рынке. В стране наблюдается «неконтролируемый импорт старых и новых автомобилей серыми дилерами, которые не соответствуют техническим регламентам ЕАЭС». По данным источника, сокращение выпуска новых легковых автомобилей за первые шесть месяцев текущего года показали крупнейшие автопроизводители: Allur произвёл на 12,5% меньше, Hyundai Trans Kazakhstan — на 22,4% меньше авто, чем годом ранее.
В целом же внутренний рынок легкового транспорта в Казахстане продолжает расти. По данным БНС, в прошлом году в РК было реализовано максимальное за последние несколько лет количество автомобилей — 279,6 тыс. В первом полугодии 2024-го набранный темп сохранился, за январь–июнь было продано уже 127,1 тыс. легковых авто. Лидером продаж среди брендов, как и в прошлом году, остался Hyundai. В тройку самых популярных также попали бренды Kia и Chevrolet.