По итогам января–мая текущего года в стране зарегистрировано 938 административных правонарушений, связанных с деньгами и валютой, а также способами оплаты услуг или товаров, против всего 101 правонарушения годом ранее. Годовой рост составил 9,3 раза.
69,6% всех правонарушений пришлось на отсутствие у индивидуальных предпринимателей или юрлиц оборудования для осуществления платежей с использованием платёжных карточек: 653 правонарушения. Примечательно, что ещё 70 случаев связаны с отказом в принятии платежей с использованием платёжных карточек, годовой рост — в 7 раз.
Также среди «популярных» — нарушения агентами валютного контроля порядка представления отчётов по валютным операциям клиентов: 72 случая, в 6 раз больше, чем годом ранее.
Следом идут нарушения порядка представления отчётов о деятельности по организации обменных операций с наличной иностранной валютой (67 случаев) и невыполнения требований репатриации национальной или иностранной валюты (45 случаев).
Что касается уголовных правонарушений, связанных с деньгами и валютой, а также способами оплаты услуг или товаров, за пять месяцев текущего года в ЕРДР зарегистрировали всего 27 случаев, против 37 правонарушений в январе–мае прошлого года. Годовое сокращение составило 27%.
Больше всего правонарушений пришлось на изготовление, хранение, перемещение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг: 15 случаев, притом, что годом ранее было зарегистрировано 28 таких кейсов.
Далее идут нарушения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности: 10 случаев против 3 годом ранее. Ещё 2 правонарушения пришлись на изготовление или сбыт поддельных платёжных карточек и иных платёжных и расчётных документов.
В региональном разрезе больше всего уголовных правонарушений в секторе вполне ожидаемо зарегистрировали в финцентре, Алматы: 8 случаев против 5 годом ранее.
Далее расположились Астана (4 случая), Кызылординская (3 случая), Павлодарская (3 случая), Актюбинская (2 случая) области и Шымкент (2 случая). В Акмолинской, Атырауской, Жетысуской и Карагандинской областях зарегистрировали по одному случаю.