Как мы уже писали, на 1 мая текущего года в РК было зарегистрировано 5,3 млн легковых автомобилей — на 11,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го.
Основная часть автопарка традиционно представлена автомобилями, работающими на бензине: 4,7 млн машин, против 4,2 млн годом ранее. Их количество увеличилось на 11,6%. Среди наиболее популярных альтернативных видов топлива в текущем году оказались смешанное топливо (420 тыс. автомобилей) и дизтопливо (95,2 тыс.).
Четвёртое место заняли автомобили на электричестве. Их число достигло 14,9 тыс. — сразу на 57,3% больше, чем год назад. Это наибольший годовой прирост среди всех категорий.
Количество автомобилей на газобаллонном топливе выросло на 54,6%, составив 11,4 тыс. машин. Без указания типа топлива зарегистрированы 113,6 тыс. автомобилей — на 13,9% больше, чем годом ранее.
Остановимся детальнее на электрическом легковом транспорте. Количество таких транспортных средств в Казахстане продолжает стабильно расти из года в год. Покажем в динамике: на 1 мая 2024 года в стране было зарегистрировано 9,4 тыс. электрокаров, годом ранее — всего 3,2 тыс., а на ту же дату в 2022 году — лишь 451 авто.
Больше всего электромобилей было зарегистрировано в Алматы: 8,9 тыс. авто на начало текущего мая — на 60,3% больше, чем на 1 мая 2024-го. В пятёрку регионов-лидеров также вошли Астана (1,7 тыс. машин), Алматинская область (779), Шымкент (627) и Карагандинская область (244). Наименьшее количество электрокаров было зарегистрировано в Абайской, Улытауской и Северо-Казахстанской областях.
Любопытный факт: несмотря на то, что популярность электромобилей в РК начинает расти только сейчас, один такой автомобиль был зарегистрирован в стране ещё с номером, относящимся к Южно-Казахстанской области. Кроме того, на 1 мая текущего года в Казахстане было зарегистрировано 187 электромобилей с дипломатическими номерами (на 67% больше, чем годом ранее) и 609 машин с неуказанным регионом (рост — на 21,9%).
Помимо легковых автомобилей, в РК становится больше и других электрических транспортных средств. Так, количество грузовиков на электричестве выросло на 25,2%, до 383 машин, а число электрических автобусов увеличилось сразу в 2,3 раза, до 189.
Одна из самых популярных марок электромобилей в мире — Tesla. По данным Reddit, самые низкие цены на Tesla Model Y в 2024 году были зафиксированы в Китае (38,3 тыс. долл. США), Макао (43,4 тыс. долл. США) и Японии (44,1 тыс. долл. США), а самые высокие — в Сингапуре (69,2 тыс. долл. США), Чехии (66,8 тыс. долл. США) и Венгрии (66,4 тыс. долл. США).
На казахстанском сайте kolesa.kz на 21 мая текущего года было размещено 148 объявлений о продаже автомобилей Tesla. Самая доступная модель — Tesla Model 3 стоимостью в 9,5 млн тг, самая дорогая — Tesla Cybertruck, оценённая в 120 млн тг. По модели Tesla Model Y было подано 48 объявлений: наименьшая цена составляла 12,5 млн тг (примерно 24,5 тыс. долл. США), наибольшая — 26 млн тг (около 50,9 тыс. долл. США).
По итогам 2024 года 22% всех проданных автомобилей в мире пришлось на электромобили. Основной спрос сформировался в странах Европы. В Норвегии доля электрокаров в общем объёме продаж достигла 92%, в Швеции — 58%, в Дании — 56%. В десятку стран-лидеров также вошли Финляндия, Китай, Нидерланды, Бельгия, Исландия, Португалия и Великобритания. В настоящее время в мире насчитывается почти 60 млн электромобилей. Для сравнения: в 2022 году их было только 26 млн.