В Казахстане резко выросло число жалоб осуждённых в офисы Уполномоченного по правам человека (УПЧ) в РК. За прошлый год было зафиксировано 838 таких обращений, против 204 в 2022-м (без учёта жалоб в связи с пытками). Такая динамика связана с более активной работой УПЧ и участников Национального превентивного механизма (НПМ). В прошлом году во всех регионах полноценно заработали региональные представительства УПЧ, офис омбудсмена получил рекордное за время своего существования количество обращений. Данные по регионам показали, что наибольшее число жалоб было обращено в центральный аппарат УПЧ (26,5%). На втором месте офисы омбудсмена в южных регионах (24,4%), много обращений было зафиксировано и в северной части страны (20,4%).

Судя по статистике самого института УПЧ в РК, из всех жалоб осуждённых лишь 15% обращений были удовлетворены и права заключённых частично или полностью восстановлены. Это произошло в 126 случаях. По 71% обращений были даны разъяснения, ещё 117 направили в другие государственные органы по подведомственности (15%).

Чаще всего заключённые обращались к правозащитникам, потому что не могли вовремя получить качественную медицинскую помощь. 33% жалоб связаны с тем, что осуждённых, по их мнению, не обеспечивали лекарствами, не выполняли осмотры у узких специалистов по конкретным жалобам, не госпитализировали при необходимости.

«Одной из причин оказания несвоевременной медпомощи является отсутствие кабинетов для приёма узкими специалистами в самих пенитенциарных учреждениях. Такая проблема есть в тюрьмах Атырауской, Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей. Решить её можно путём лицензирования помещений для работы узких специалистов по месту содержания осуждённых. Это позволило бы исключить сложности при конвоировании в поликлиники», — говорится в отчёте УПЧ в РК за 2023 год.

В четвёрку главных наиболее частых обращений от лишённых свободы казахстанцев также входят несогласие с вынесенным наказанием, просьбы в содействии о замене на УДО и жалобы на плохие условия содержания (по 20%). В документах омбудсмена говорится, что жалобы на недостаточное питание и плохие коммунально-бытовые условия уже можно отнести к «хроническим». Они поступают каждый год. Правозащитники соглашаются: многие тюрьмы находятся в старых или даже аварийных зданиях, и постоянное нахождение там представляет угрозу здоровью как для заключённых, так и для сотрудников учреждений Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС). Например, зданию СИЗО в Усть-Каменогорске в августе текущего года исполнится 304 года. Это старейший следственный изолятор страны. Другой пример: в Актюбинской области есть тюрьма, построенная в 1949 году из шлакобетона. За 75 лет, прошедших с момента открытия, в здании ни разу не проводился капремонт.

Отдельная серьёзная проблема — жестокое обращение и пытки казахстанцев, которые осуждены или находятся в следственных изоляторах. В прошлом году сотрудники института омбудсмена получили 165 жалоб на рукоприкладство и издевательства со стороны работников исправительных учреждений и СИЗО. Это почти втрое меньше количества обращений в год «кровавого января». В 23% случаев правозащитникам удалось восстановить права заключённых. В то же время юристы фиксировали и случаи, когда в ходе проверок доводов из обращений осуждённые отзывали свои жалобы в связи с «отсутствием претензий». Такие факты расцениваются как попытки давления на заключённых.

В прошлом году Комитетом правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК было зарегистрировано максимальное за последние годы количество уголовных дел по статье «Пытки»: 110. Потерпевшими по делам проходят 94 человека, из них 44 — осуждённые. Численность пострадавших в статусе «подследственный», «подозреваемый» в статистических отчётах КПСиСУ ГП не указана. Одно из самых громких преступлений последнего года — дело экс-сотрудников КНБ Астаны, которых признали виновными в пытках 13 задержанных. По данным, опубликованным на сайте «Коалиция против пыток», силовики не только били пострадавших, но и подвешивали их, опускали голову в унитаз, заталкивали в рот кипятильник. А вот другое громкое дело: весной прошлого года был вынесен приговор бывшему генерал-майору, экс-начальнику департамента полиции Алматинской области. Серик Кудебаев будет сидеть в тюрьме 10 лет за то, что 5 января 2022-го отдал своим подчинённым приказ покинуть здание полиции, позволив участникам митингов захватить боевое оружие. «С его молчаливого согласия в здании департамента полиции массово применялись пытки в отношении 23 граждан. В результате запрещённых методов следствия, которые сопровождались психическим и физическим насилием, а также с использованием парового утюга, здоровью граждан причинён ущерб различной степени тяжести», — говорится в информации Генеральной прокуратуры.

В прошлом году в Казахстане произошёл качественный сдвиг в превенции пыток. Благодаря работе, проделанной юристами, НПО и законодателями, исключен принцип альтернативной подследственности при расследовании дел о пытках. С 1 января 2023 года расследование дел, связанных с пытками, ведут исключительно сотрудники прокуратуры — структуры, которая не подведомственна ни Министерству внутренних дел РК, ни КУИС.

Помимо пыток, несколько десятков осуждённых ежегодно становятся потерпевшими от других уголовных правонарушений против личности, конституционных прав. Чаще всего фиксируются случаи доведения до самоубийства. За январь–апрель текущего года в стадии досудебного расследования насчитывалось 36 таких уголовных дел, 6 правонарушений было зарегистрировано по факту нанесения телесных повреждений. По данным КПСиСУ ГП, в прошлом году заключённые и находящиеся под следствием совершили 132 попытки суицида. Восемь человек погибли.