Дополнительное образование — важная составляющая общей системы образования РК. Сегодня в республике наконец-то основное (базовое) и дополнительное образование детей рассматриваются как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты, которые создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребёнка.
В Казахстане о важности дополнительного образования говорил президент страны Касым-Жомарт Токаев. Он отмечал, что необходимо предоставить детям возможность бесплатно посещать спортивные секции или творческие кружки.
В свою очередь, вице-министр просвещения РК Едил Оспан весной текущего года отметил: «Обеспечение прав и развитие детей является ключевой задачей государственной политики. В регионах успешно действуют воспитательные системы, ориентированные на потребности учащихся и их родителей. Дополнительное образование играет важную роль в предотвращении правонарушений и других негативных явлений в детско-подростковой среде. Необходимо продолжить развитие инфраструктуры в этой области».
Сейчас в стране главными задачами определены:
1) охват детей бесплатными спортивными секциями и творческими кружками;
2) расширение спектра дополнительных образовательных программ;
3) развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
4) модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;
5) совершенствование механизма государственного образовательного заказа на дополнительное образование детей.
В основном дополнительное образование в РК делится на школьные кружки и внешкольные организации дополнительного образования (ОДО). Именно состояние ОДО является ключевым показателем развития допобразования.
На начало 2023 года в стране осуществляли деятельность всего 1625 организаций дополнительного образования, в которых числились 1,1 млн детей. При этом охват составил всего 29,4%.
Для примера: наиболее высокий показатель охвата неформальным образованием в странах дальнего зарубежья наблюдается в Германии (100%), Норвегии (90,6%), Японии и Австралии (по 90%), Канаде (86%), США (83%) и Китае (60,4%). Большинство детей школьного возраста (а то и все) в этих странах регулярно посещают как минимум один кружок во внеурочное время.
В странах ближнего зарубежья охват детей дополнительным образованием во внешкольных организациях таков: Россия — 75%, Беларусь — 46,3%.
Несмотря на то, что в Казахстане за три года сеть внешкольных организаций дополнительного образования выросла на 353 единицы, доля школьников, охваченных ими, увеличилась всего на незначительные 0,8 п. п. (2020 год — 28,6%, 2021-й — 29,4%, 2022-й — 29,4%).
При этом в региональном разрезе ситуация сильно различается. Так, охват детей внешкольным дополнительным образованием более чем в 2 раза выше среднереспубликанского наблюдается в Западно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. Показатели ниже среднего по стране демонстрируют регионы с высокой плотностью населения — Алматинская, Туркестанская и Жетысуская области, а также города Астана, Алматы и Шымкент.
При этом наименьший уровень охвата зафиксирован именно в многонаселённом мегаполисе — Алматы: тут внешкольным дополнительным образованием охвачены всего 12,3% школьников. Кроме того, помимо низкого охвата, в Южной столице также есть проблемы неравномерного распределения имеющихся организаций дополнительного образования по территории города.
Таким образом, дети Алматы, столицы, других густонаселённых регионов и всего Казахстана остро нуждаются в новых объектах дополнительного образования.
В целом в стране предпринимаются меры для решения этой проблемы. Так, по поручению главы государства в текущем году планируется открытие 11 новых центров дополнительного образования в Алматы, Мангистауской, Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской, Кызылординской и Павлодарской областях. Однако с учётом острого дефицита этих мер едва ли будет достаточно.
Поддержать государство могут и частные компании. К примеру, среди уже возведённых одним из казахстанских застройщиков объектов дополнительного образования можно отметить инновационные центры развития и творчества.
Центры включают в себя:
• 3D-моделирование;
• биотехнологии;
• робототехнику;
• программирование;
• студию современного дизайна;
• класс фото- и видеомонтажа;
• химические и физико-технические лаборатории;
• кулинарные занятия;
• мультипликацию;
• классы для занятия музыкой и вокалом;
• студию звукозаписи;
• актёрское мастерство;
• режиссёрское искусство;
• хореографическую студию;
• прочее.
Подобные объекты были бы крайне полезны как в регионах, так и во многих районах культурной столицы, Алматы — в Ауэзовском, Алмалинском, Жетысуском и Бостандыкском.
В целом по республике до 2025 года планируется открытие 50 детских оздоровительных центров и строительство не менее 100 современных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей.