Объём услуг по аренде, прокату и лизингу транспортных средств, как легковых, так и грузовых, а также водного и воздушного транспорта, строительных машин и оборудования, сельхозтехники, продуктов интеллектуальной собственности, компьютерного и периферийного оборудования и прочего за январь–декабрь 2022 года составил 541,2 млрд тг.
В деньгах это на 0,5% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, однако в реальном выражении наблюдается спад в секторе (ИФО — всего 91%, то есть минус 9% в физическом объёме за год).
Для справки: годом ранее объём услуг в секторе показывал спад в деньгах на 9,2% (ИФО — лишь 86,1%).
Более трёх четвертей всего объёма услуг по аренде, прокату и лизингу пришлось лишь на 4 из 20 регионов РК — мегаполисы Астану и Алматы (125,7 млрд и 104,4 млрд тг соответственно), а также нефтегазовые регионы, Мангистаускую и Атыраускую области (97,9 млрд и 83,5 млрд тг соответственно).
Наименьшие объёмы услуг в секторе пришлись на Жетысускую (626,8 млн тг), Туркестанскую (1,1 млрд тг) и Алматинскую (2,2 млрд тг) области.
В структуре услуг по аренде, прокату и лизингу наибольший объём пришёлся на аренду легковых автомобилей и лёгких транспортных средств: 80,3 млрд тг, при этом по сравнению с январём–декабрём 2021 года показатель сократился в стоимостном выражении на 37%.
Следом идёт аренда грузовых автомобилей: 67,6 млрд тг, рост за год — на 21,9%.
Значительные объёмы услуг в секторе пришлись также на аренду водных транспортных средств и оборудования (57,1 млрд тг — сразу в 6 раз больше по сравнению с 2021 годом) и аренду строительных машин и оборудования (50,7 млрд тг, рост за год — в 1,5 раза).
Тем временем в РК планируют «зарегулировать» электросамокаты, причём нередко основные вопросы вызывают арендные транспортные средства. Так, в стране приступили к подготовке второго пакета регуляторных инструментов для обеспечения участия акиматов в планировании городского пространства, ответственности шеринговых компаний и регистрации нового вида транспорта.
В рамках первого пакета поправок по регулированию движения электрических самокатов они были признаны транспортным средством. Их передвижение по тротуарам теперь допустимо лишь со скоростью пешеходного потока, не более 6 км/ч, а по проезжей части разрешается ехать с любой скоростью, но по правой полосе, с 18 лет, в шлеме и светоотражающей одежде и с правами любой категории. На электросамокатах также запрещается перевозить грузы и пассажиров, а водители электросамокатов должны спешиваться на пешеходных переходах и перекрёстках.