Логистические компании боятся увеличивать портфель долгосрочных обязательств перед банками, текущие расходы предприятия отрасли покрывают за счет краткосрочных кредитов.
Сам портфель кредитов БВУ, предоставленных транспортно-логистическим предприятиям, за последний год резко увеличился в размерах и составил 640,4 млрд тенге. Рост ссудного портфеля в отрасли ускорился до 47% с 10% в предыдущем году.
На этом фоне удельный вес логистического сектора в ссудном портфеле БВУ увеличился до 5% с 4% годом ранее.
В тоже время темпы кредитования отрасли со стороны банков показали заметное замедление. Всего за 2015 год транспортным и складским предприятиям было выдано на 37% меньше кредитов, чем в 2014 году.
Данное указывает на то, что на фоне замедления роста экономики логистические компании пытаются ограничить рост кредитной нагрузки, стремясь к реструктуризации уже существующих обязательств перед банками.
В этой связи портфель долгосрочных обязательств предприятий сектора перед банками за последний год вырос на 53%, при этом объем выдачи кредитов отрасли за 2015 год сократился на 54%.
Текущие оборотные затраты логистические компании финансируют практически полностью за счет краткосрочных кредитов - объем выданных "коротких" кредитов в 2015 году превысил сумму "длинных" на 76%. Напомним, что в 2014 году объем краткосрочного кредитования отрасли был всего на 3% больше, чем долгосрочное.
Как и в целом на кредитном рынке качество отраслевого портфеля за последний год заметно улучшилось. На конец января 2016 года всего 4% кредитов предприятий транспорта и логистики не приносят банкам дохода. Годом ранее этот показатель составлял 10%.
Особенно значительно за год улучшилось качество краткосрочных кредитов - доля неработающих коротких займов снизилась до 9% с 21%.