Заработная плата казахстанцев за январь–март этого года в сравнении с первым кварталом прошлого года выросла в денежном выражении на 19,3%. Это, конечно, не рекорд в сравнении с другими странами ЕАЭС, но всё же номинальный рост выглядит ощутимым. Выше зарплаты поднимали только в Армении и Кыргызстане: на 22,9% и на 42,5% соответственно.

К сожалению, этот прирост сложно назвать фактором более обеспеченной жизни казахстанцев, так как инфляция полностью его «съела». В итоге покупательная способность заработных плат в РК не только не увеличилась, но даже уменьшилась на 0,6%. Казахстан стал единственной страной Евразийского экономического союза, где индекс реальной заработной платы за этот период был ниже планки в 100%. В остальных государствах — членах ЕАЭС реальная зарплата росла. Рост покупательной способности на 1,7% и на 1,9% был зафиксирован в Беларуси и России. Более ощутимую динамику показали Армения и Кыргызстан: плюс 14,6% и 24,2% в реальном выражении соответственно.

В то же время, несмотря на самую большую прибавку, зарплаты кыргызстанцев остаются самыми маленькими в ЕАЭС. Среднемесячная номинальная заработная плата жителей Кыргызской Республики в январе–марте текущего года составила всего 354 долл. США. Казахстанцы, судя по сравнительным данным ЕЭК, получали в январе–марте в два раза больше: 749 долл. США. По долларовому эквиваленту номинальных доходов РК стоит на втором месте в союзе после России (918 долл. США).

Если рассматривать ситуацию с ростом зарплат в разных отраслях в РК, то можно отметить, что в 9 из 19 видов деятельности индексы реальной заработной платы в январе–марте текущего года были ниже 100%. Это не только бюджетные категории — здравоохранение (97,3%), образование (93%) и коммунальные службы (98%-99%), — но и экспертная (93,8%), а также финансовая и страховая (96,3%) деятельность.

Единственной сферой, где реальное повышение зарплат быть ощутимым, стало строительство. Судя по статистическим отчётам, покупательная способность зарплат работников стройсектора по итогам первого квартала выросла за год на 12,1%. Также увеличились в реальном выражении зарплаты в сферах информации и связи (плюс 8,6%), HoReCa (плюс 7,7%) и административной деятельности (плюс 7,3%).

А теперь сравним отраслевые индексы реальной зарплаты казахстанцев и жителей стран — соседей по ЕАЭС. Из 19 видов деятельности у Казахстана самые низкие показатели в 10 категориях. Это худший результат.

Как мы писали выше, индекс реальной заработной платы напрямую зависит от роста потребительских цен. Во временном диапазоне с мая прошлого года самый высокий уровень инфляции в Казахстане был отмечен именно в январе–марте 2023-го (120%-121%). На диаграмме заметно, как рост цен перекрывает номинальный рост зарплат.

В итоге в апреле текущего года покупательная способность зарплат казахстанцев показала годовой спад на 1,6%, в мае — на 4%.

С ценами в Казахстане ситуация вообще неоднозначная. Практически по всем крупным товарным группам инфляция в РК самая высокая в союзе. Она обгоняет показатели не только Кыргызстана, но и России, хотя та испытывает беспрецедентное санкционное давление на экономику. Например, продукты питания в Казахстане в январе–марте текущего года подорожали на 24,2%, тогда как в России — всего на 8,6%. В целом по ЕАЭС удорожание было всего в пределах 10,6%. Также можно сравнить рост цен на одежду: в среднем по союзу показатель составил 7,2%, а в Казахстане — 17,2%.

Почему это происходит? Одна из причин такой исключительно высокой инфляции в Казахстане в сравнении с соседними по союзу странами кроется в монетарной политике главного банка страны. Судя по статистике ЕЭК, начиная с четвёртого квартала 2022 года Нацбанк РК держит самую высокую базовую ставку в ЕАЭС: 16,75%. Это значит, что кредиты в Казахстане самые дорогие, что влияет на все сферы экономики.

Такое сомнительное лидерство наша страна занимает три квартала подряд. О том, как действия регулятора влияют на галопирующую инфляцию, мы уже писали, как и о том, что цель Нацбанка РК по инфляции по итогам 2022 года фактически была провалена. Планировалось, что инфляция будет удерживаться в пределах 16%–18%, однако по факту показатели превысили 20%. Эксперты выражают опасения, что план удержать инфляцию в коридоре 7,5%–9,5% в этом году также не будет выполнен.