Развитие инженерной, в том числе коммунальной, инфраструктуры является одной из важных стратегических задач для любого государства, и особенно для Казахстана. Услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также обеспеченность всей необходимой инфраструктурой — одно из основных жизненных благ, определяющих уровень жизни населения, поскольку удовлетворение ими или потребность в них ощущаются населением крайне остро.

Аварии, произошедшие в последние годы на тепловых сетях и электростанциях, а также ситуация с паводками в стране говорят об имеющихся серьёзных проблемах, которые прямо сказываются на жизни людей. И это даже без учёта низкого качества инфраструктурных благ.

Для решения этих проблем в стране действуют государственные программы и проекты, среди которых «Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023–2029 годы», «Тариф в обмен на инвестиции», а также региональные программы каждой области и городов республиканского значения.

В целом нужно понимать, что ситуация с инфраструктурой в разных регионах отличается. К примеру, в той же «Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023–2029 годы» отмечается, что в некоторых регионах уровень износа водопроводных сетей существенно выше республиканского значения (в пределах 51%–58%). Наиболее высокий уровень износа водопроводных сетей, нуждающихся в замене, отмечается в Карагандинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Улытауской и Абайской областях, а также в Алматы.

В свою очередь, наиболее высокий уровень износа канализационных сетей наблюдается в Карагандинской (68%), Алматинской (67%), Восточно-Казахстанской (72%), Павлодарской (74%) и Улытауской (75%) областях.

С учётом этого подход и реализация мер должны соответствовать каждому региону в отдельности.

В этом обзоре уделим внимание одной из масштабных областей страны — Карагандинской. Как мы уже писали, это один из самых проблемных регионов в плане износа коммунальной инфраструктуры. Это подтверждают и внутренние данные. Так, в «Программе развития Карагандинской области» отмечено, что в сфере ЖКХ проблемными вопросами являются износ инженерных сетей, недостаток инвестиций для снижения уровня износа коммунальных сетей, наличие ветхих (611), пустующих (318), аварийных (38) домов.

Меры по снижению уровня износа в регионе предпринимаются, однако уровень накопленных проблем настолько критически высок, что этого недостаточно. Кроме того, акимат по итогам 2023 года реализовал не все задачи и цели в этой проблеме.

Рассмотрим, к примеру, несколько целей в рамках ЖКХ, которые не были достигнуты в 2023 году.
• Строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в области для развития индивидуального жилищного строительства региона (план — 8 проектов, республиканский бюджет (РБ) — 1193,3 млн тг, факт — 0 проектов, РБ — 1166,797 млн тг). Причина неисполнения: неосвоение 26,5 млн тг по 1 проекту связано с отставанием от графика. По 7 проектам работы не завершены из-за отсутствия софинансирования из местного бюджета. Это окажет негативное влияние на перенос сроков возможности жилищного строительства и обеспечения населения жильём.
• Уровень очистки сточных вод в городах (план — 75%, факт — 71,06%).
• Строительство водопроводных сетей в разных сёлах и районах — тут основная проблема в неосвоении бюджетных средств, что негативно повлияет на перенос сроков возможности получения доступа к качественному водоснабжению.
• Уровень обеспеченности общедомовыми приборами учёта тепла и воды (план — 83%, факт — 48,7%). Причина неисполнения: низкий уровень работы субъектов естественных монополий по установке общедомовых приборов учёта тепла и воды.
И это лишь несколько моментов из достаточно большого списка недоделок и проблем.

В общей сложности с учётом предпринятых мер по итогам 2023 года износ сетей в Карагандинской области составил:
• 64,3% — износ тепловых сетей;
• 65,2% — износ водопроводных сетей;
• 69,15% — износ канализационных сетей;
Доля автомобильных дорог в неудовлетворительном состоянии составила 50%.

Подобная статистика говорит о весьма серьёзном уровне износа инфраструктуры на текущий момент и о срочной необходимости принятия дополнительных мер.

Дополнительную поддержку развитию инфраструктуры, в том числе и коммунальной, могут оказать строительные компании. Однако с учётом того, что в Карагандинской области отсутствуют крупные застройщики, о чём мы уже писали, действующие участники рынка просто не осилят эту задачу. Привлечение новых застройщиков, причём именно крупнейших — BI Group, BAZIS-А, Sensata Group, Qazaq Stroy, Tumar Group, RAMS Qazaqstan и прочих — положительно скажется на решении проблемы и поспособствует притоку новых инвестиций в сектор.

Так, например, крупнейшие строительные компании с учётом своего большого накопленного опыта могут оказать поддержку в проектировании инженерных сетей в регионе. Кроме того, девелоперы наряду с другими крупными компаниями могут участвовать и помогать в поиске стратегий развития города в целом. Это очень важно, так как для привлечения инвестиций в инфраструктуру города нужны проекты и обоснования в масштабах целой страны. С учётом того, что Карагандинская область оказывает существенное влияние на развитие всей страны, решение этих проблем встаёт на первое место по важности.

Реализация проектов по реконструкции со стороны строительных компаний, включая замену всех инженерных коммуникаций и сетей, позволяет значительно улучшить состояние и увеличить срок эксплуатации этих сетей. Кроме того, строительные компании могут инвестировать в обучение и повышение квалификации своих сотрудников, что позволит применять новейшие технологии и методы работы при обслуживании инфраструктурных объектов.