К августу текущего года в стране работало 648 частных предприятий с участием государства — на 5,3% меньше, чем годом ранее. В аналогичном периоде прошлого года их количество составляло 684 компаний, при снижении на 5%. За последние пять лет число частных предприятий с участием государства сократилось на 16%.
При этом сегодня развитие государственно-частного партнёрства считается важным для роста экономики и конкуренции. ГЧП позволяет снизить нагрузку на бюджетные средства за счёт привлечения инвестиций бизнеса. Обеспечение взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса должно привести к улучшению качества услуг населению, а также снизить участие государственного сектора.
На заседании Правительства по вопросам развития ГЧП министр национальной экономики РК Руслан Даленов заявил, что в последние годы увеличилось привлечение инвестиций через механизмы ГЧП. Это внесло вклад в рост ВВП на уровне 0,2%.
По состоянию на конец июля 2019 года в рамках механизма ГЧП заключено 566 договоров на общую сумму 1,5 трлн тг.
По данным АО «Казахстанский центр государственно-частного партнёрства», за первое полугодие текущего года сумма по договорам ГЧП в полтора раза превысила стоимость «портфеля» проектов, договора по которым были заключены в первом полугодии прошлого года. Основная доля заключённых контрактов приходится на местный уровень и составляет 98,4% от общего количества договоров. По ним объём инвестиций частных инвесторов превысил 570 млрд тг, а сумма государственных обязательств, связанных с инвестиционными издержками, составила 177,5 млрд тг. Это показывает, что частный бизнес и государство нашли взаимовыгодные точки сотрудничества.
При этом Министерство национальной экономики проводит непрерывную работу по совершенствованию методологии ГЧП для создания и поддержания баланса интересов государства и бизнеса. По словам вице-министра национальной экономики РК Мади Такиева, ГЧП должно максимизировать инвестиции. Также он добавил, что действующие лимиты надо использовать так, чтобы можно было привлечь максимальное количество капвложений. Это возможно, если придать приоритет проектам с минимальным возмещением из бюджета.*
С этой целью Министерство национальной экономики с начала текущего года определило три категории проектов:
• I категория — полное возмещение инвестиций и операционных затрат частного партнёра из бюджета.
• II категория — частичное возмещение инвестиций за счёт бюджета и за счёт услуг с рынка.
• III категория — без возмещения из бюджета. Возмещение происходит за счёт услуг (тариф, госзаказ, ГОБМП, платные услуги и другие).
На конец июля текущего года I категории соответствуют 169 проектов (30,3% от общего количества заключённых договоров), II категории — 249 проектов (44,7%), III категории — 148 проектов (26%).
С мая текущего года на базе Центра ГЧП оказываются услуги инвесторам по принципу «одного окна». Такая информационная поддержка предполагает:
• обучение и консультативно-информационное сопровождение инвестора;
• подбор проектов ГЧП республиканского или местного уровня в интересующей инвестора отрасли;
• информирование потенциальных инвесторов о планируемых, а также объявленных в конкурс проектах ГЧП;
• работу с частными партнёрами на этапе реализации проектов ГЧП.
В региональном разрезе больше всего проектов ГЧП приходится на Восточно-Казахстанскую область: 181 проект, что составляет 30% от общего количества по стране. Второе место по числу проектов ГЧП занимает Алматы: 53 проекта, доля составила 8,8%. Замыкает тройку лидеров Костанайская область: 47 проектов ГЧП, доля — 7,8%. Также в ТОП-5 регионов по количеству заключённых проектов ГЧП вошли Акмолинская и Кызылординская области: 40 и 39 проектов соответственно.