«Дикая» для столицы Казахстана история с нехваткой воды в многоэтажках привела к обсуждению проблем не только с источниками водоснабжения Астаны в частности, но и с неконтролируемой урбанизацией мегаполисов в целом. В кулуарах правительства чиновники заговорили о планах ограничения миграции в столицу. Конкретные сроки введения миграционного регулирования пока неизвестны, поправки в законодательство находятся на стадии разработки. По предварительной информации, возможным рычагом контроля могут быть ограничения на регистрацию.

Впрочем, дефицит воды в столице — лишь верхушка айсберга инфраструктурных проблем, которые проявились из-за того, что темпы развития крупнейших городов отстают от необходимых при таком росте населения. Почти каждый четвёртый казахстанец сегодня проживает в одном из трёх мегаполисов. И если пять лет назад общая доля жителей Астаны, Алматы и Шымкента составляла 20,8%, то в текущем году она выросла до 23,8%.

В каждом из трёх мегаполисов ежегодно наблюдается стабильный прирост за счёт внутренней миграции из регионов, хотя темп у каждого города свой. Например, в столицу более активно люди начали переезжать с 2017 года. Судя по данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, в целом численность жителей Астаны с 2012 года увеличилась на 82,3%. Если десять лет назад в столице проживали 742 тыс. человек, то в 2023-м — уже около 1,4 млн граждан.

В Алматы ситуация похожая: за десять лет население увеличилось более чем на 700 тыс. человек, составив почти 2,2 млн человек. В относительных показателях это плюс 49,1%. Все эти годы динамика была более-менее ровной, в пределах 3%-4% в год. Исключением стали только 2015-й и 2022-й.

Шымкент, получивший статус города республиканского значения шесть лет назад, в плане численности населения прибавляет ежегодно по 3%-8%. При этом максимальный скачок был зафиксирован именно в 2022 году.

Судя по демографическим прогнозам специалистов АО «Центр развития трудовых ресурсов», до 2030 года можно ожидать продолжения миграционных перетоков в крупнейшие города страны. В ближайшие семь лет численность населения в Астане вырастет ещё на 30,5%, до 1,8 млн человек (без учёта мер регулирования), в Южной столице — на 17,5%, до 2,5 млн человек, в Шымкенте — на 22,2%, до 1,5 млн человек.

Наибольшую долю всех переезжающих в мегаполисы составляют жители ближайших к каждому городу регионов. Например, в Алматы из 75,7 тыс. мигрантов в прошлом году две трети были из южных областей. В Шымкент в основном переезжали из Туркестанской области (72,8%). В Астане же из 76 тыс. переехавших лишь 19,3% внутренних мигрантов составили жители Акмолинской области, остальные были из разных частей страны. Покорять столицу ехали из Карагандинской (8%) и Туркестанской (9,6%) областей, а также из Алматы (7%).

При анализе структуры межрегиональной миграции были использованы данные только по количеству прибывших мигрантов. Мы не брали в расчёт тех, кто по тем или иным причинам уезжали из мегаполисов. И хотя таких граждан тоже было немало, общее миграционное сальдо в Астане, Алматы и Шымкенте является положительным.

Нехватка воды из-за бесконтрольного роста многоэтажного жилого фонда в Астане — далеко не единственная проблема столицы. В список «болезней роста» нужно добавить дефицит мощностей системы теплоснабжения, которая уже прошлой зимой работала на пределе своих возможностей. Сложным вопросом остаётся и соответствие социальной инфраструктуры реальной численности населения. В столице не хватает детских садов и школ. Дефицит ученических мест составляет 20 тыс., очередь детей в детсады превышает 45 тыс. человек. В Алматы аналогичная история, есть проблемы с устройством детей в садик или школу.

«Я вынужден констатировать, что сегодня в государственном земельном фонде города нет свободных земельных участков для строительства и расширения социальной инфраструктуры, а также мест досуга и общественных пространств. Эти проблемы мы будем решать исключительно путём строительства или пристроек, либо выкупа зданий и земельных участков у частных собственников», — признался аким мегаполиса Ерболат Досаев на встрече с жителями Бостандыкского района. Самый густонаселённый город с наиболее высокими показателями развития имеет и серьёзные бытовые проблемы. По словам градоначальника, все, кто живёт южнее проспекта аль-Фараби, получают питьевую воду низкого качества. Три из пяти частных коммунальных компаний-поставщиков используют для водоснабжения техническую воду. К тому же она в 3,5 раза дороже, чем в среднем по городу.

В Шымкенте жильё почти половины населения города не подключено к городской системе канализации. Уровень охвата централизованными системами водоотведения по итогам 2022 года составил всего 54% (чуть более 500 тыс. человек). В плане развития города на 2021–2025 годы обозначено, что состояние инфраструктуры водоотведения в Шымкенте очень низкое, износ существующих сетей составляет 73%. Существующих очистных сооружений недостаточно. За прошлый год в городе было построено два канализационных коллектора и одна канализационная насосная станция. Благодаря этому к системе подключили 65 тыс. человек. При этом ещё полмиллиона человек (жители частного сектора) всё так же вынуждены самостоятельно решать проблемы водоотведения — строить септики или уличные туалеты.

Общие для всех мегаполисов проблемы — транспортная загруженность и высокий уровень загрязнения атмосферы. Обе столицы уже не первый год возглавляют антирейтинг РГП «Казгидромет» как самые экологически грязные города страны. Шымкент хоть и чище, но уровень загрязнения всё равно считается повышенным.

Сравнив данные трёх городов по нескольким индикаторам качества жизни, можно отметить, что только Астана и Алматы имеют более высокие показатели благосостояния трудящихся, чем в целом по стране. Шымкент по многим параметрам не дотягивает до республиканского уровня. Здесь значительно ниже заработная плата и валовой региональный продукт (а это напрямую влияет на экономику города).

Несмотря на неудобства и лишения, с которыми вынуждены мириться жители больших городов — долгое ожидание в пробках, очереди, загазованный воздух, — для многих мигрантов возможности мегаполисов перевешивают все минусы. Многие индикаторы качества подтверждают: жители таких крупных городов имеют меньшую долю расходов на продукты, там легче найти работу, лучше условия для занятия спортом, намного больше объектов культуры, больниц, вузов и т. д.

Вместе с тем купить квартиру в мегаполисах сложнее, чем в областных центрах. Согласно исследованиям, проведённым учёными Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва, по индексу доступности жилья Шымкент и Алматы занимают последние места. Чтобы купить квартиру в доме, построенном по госпрограмме, в Шымкенте нужно копить 12 лет, в Южной столице — 10,7 года. В Астане показатель чуть меньше: 8,7 года. При этом в Актобе, к примеру, на своё жильё можно накопить за 5,6 года, в Уральске — за 6,2 года.