На 1 декабря 2023 года, по данным Бюро национальной статистики АСПР РК, в Казахстане было зарегистрировано 5,3 млн (плюс 19,5% к периоду прошлого года) автотранспортных средств всех типов, из них 4,6 млн (плюс 19,7% к периоду прошлого года) составляли легковые автомобили.
Казахстанцы всё активнее отдают предпочтение автомобилям на новых источниках энергии (NEV): по данным на 1 января 2024 года их количество достигло уже 7,7 тыс. — на 13% больше, чем в прошлом году, и в 15 раз больше, чем в 2022-м. При этом доля NEV всё ещё остаётся небольшой: всего 0,17% (впрочем, в 2022 году было лишь 0,01%). Наибольшее количество электромобилей зарегистрировано в Алматы: 4,3 тыс. ед.
Рост популярности электромобилей — глобальный тренд, который затронул и Казахстан. К примеру, в соседней России на конец 2022 года было зарегистрировано 21,7 тыс. электромобилей, а к концу 2023-го их количество достигло 39,2 тыс., с ростом сразу на 80,6%.
Доля NEV в мире увеличивается с каждым годом: на конец 2022 года показатель составлял 18 млн авто — на 63,6% больше, чем в 2021-м, — а за пять лет мировой парк электромобилей вырос в 9,5 раза. Более 90% этого парка суммарно сосредоточено в Китае, Европе и США, где за пять лет количество электромобилей увеличилось сразу в 11,8, 10,2 и 5,3 раза соответственно.
Продажи электромобилей в мире ожидаемо бьют рекорды: так, за 2022 год было реализовано 10,2 млн таких авто — сразу на 56,9% больше, чем за 2021-й. Доля электромобилей в общем объёме продаж в 2022 году достигла 14%, то есть каждый седьмой проданный автомобиль в мире работает на электрической энергии. Для сравнения: ещё в 2017 году на электромобили в продажах приходился лишь 1 из 100 проданных автомобилей.
В 2023 году продажи электромобилей по всему миру достигли 14 млн, или 18% от всех проданных легковых автомобилей. Из них на один только Китай пришлось 8 млн авто, что составило 30% от всех продаж легковых автомобилей. В ноябре 2023 года в Китае уже было продано 2,9 млн легковых автомобилей, из которых более 1 млн, или 35,1%, составили именно электромобили. Стоит отметить, что 35% мирового рынка автомобилей на электрической энергии занимает китайская BYD.
Следом по объёмам продаж электромобилей идут Европа (3,4 млн авто) и США (1,6 млн машин), а на другие страны приходится 0,9 млн проданных электромобилей. Более того, по прогнозам уже в 2026 году на долю электромобилей придётся половина всех проданных легковых авто в мире. Немаловажную роль в переходе на автомобили, работающие на электрической энергии, играет государство. Так, в Китае планируют ввести запрет на автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) уже к 2030 году, в Европе и 15 штатах США — к 2035-му.
Кроме того, на переход автолюбителей с автомашин с ДВС на электромобили влияют цены. Так, уже в 2026 году прогнозируется уравнивание стоимости электромобилей и автомобилей с ДВС, на это указывает продолжающийся тренд на снижение цен на электромобили. К примеру, в 2020 году электромобиль в среднем стоил почти 40 тыс. евро, а в 2023-м — уже чуть более 25 тыс. евро. Немаловажно, что расходы на содержание электромобилей в 3,5 раза меньше, а на содержание гибрида — в 2 раза меньше, чем расходы на содержание автомобилей с ДВС.
Непосредственно в Казахстане, по самым скромным прогнозам, к 2035 году количество зарегистрированных электромобилей может превысить 40 тыс. При этом прогноз был сделан в конце 2022 года, и, согласно ему, в 2023-м число электромобилей должно было составить лишь 1,1 тыс. машин, что в 6 раз меньше, чем фактическое количество на сегодня, а отметка в 6 тыс. электромобилей прогнозировалась лишь к 2030 году.
Всё это говорит о том, что динамика количества электромобилей в Казахстане соответствует общемировым трендам. Единственное, что мешает бурному росту — недостаточное развитие инфраструктуры для автомобилей на электрической энергии. Так, по последним данным, количество зарядных станций для электромобилей в Казахстане составляет лишь 180 ед., в среднем на одну зарядную станцию приходится 45 авто. Для сравнения: в мире на одну зарядную станцию в среднем приходится 10 электромобилей, в США — 24, в ЕС — 13, а в Китае — лишь 8 авто.
Более того, в Казахстане временно запрещено устанавливать зарядные станции в подземных паркингах: МЧС ссылается на международный опыт тушения пожаров электромобилей из-за литий-ионных аккумуляторов. Также в МЧС отмечают: чтобы снять запрет, необходимо внести изменения в государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства в части установления требований к месту размещения зарядных станций, количеству размещаемых электромобилей и зарядных станций.
Правительство РК в июле текущего года утвердило дорожную карту по созданию необходимой инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах республики к 2029 году. Документ предусматривает нормативные и технические требования в части проектирования и обустройства необходимой инфраструктуры, производства отечественного оборудования для зарядки электромобилей, а также определения потребности в зарядных станциях для электромобилей и мест их установки.
Вопрос правового положения автомобилей на новых источниках энергии и развития электрозарядной инфраструктуры в Казахстане активно обсуждается. Депутат Мажилиса Парламента и руководитель рабочей группы законопроекта по внедрению и популяризации электромобилей Арман Калыков считает, что зарядные станции будут устанавливаться и работать, при этом под землёй необходимо устанавливать только медленные станции, а на поверхности — только быстрые. В то же время очевидно, что без доступных зарядных станций в жилых комплексах и торгово-развлекательных центрах развитие рынка электромобилей будет серьёзно тормозиться, ведь у казахстанцев, живущих в квартирах, просто не будет при таком раскладе доступа к зарядным станциям рядом с домом.
С другой стороны, вопрос обеспечения безопасности в процессе зарядки электромобиля является таким же важным, как и доступность инфраструктуры. Оборудование и программное обеспечение, используемые операторами рынка зарядных станций, должны предусматривать механизмы защиты, которые будут контролировать ключевые параметры, такие как температура, напряжение и процент зарядки батареи, во время зарядной сессии. Поэтому необходимо, чтобы при формировании отраслевых и законодательных норм были установлены прозрачные квалификационные требования к игрокам формирующегося рынка электрозарядных станций.
Для изучения практического опыта использования электрического транспорта были отправлены запросы в другие страны, включая Китай и Турцию. В январе 2024 года депутаты Мажилиса на пленарном заседании одобрили в первом чтении законодательные поправки по вопросам популяризации экологически чистого транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей. Согласно ему, именно развитие необходимой инфраструктуры позволит ещё больше повысить спрос на «зелёные» автомобили. К примеру, в законопроекте говорится о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», что позволит уже разработать и утвердить правила проектирования, установки и технической эксплуатации электрозарядных станций в жилых зонах.
Стоит отметить, что в России с 2013 года действовал запрет на размещение зарядных электроприборов в подземных паркингах, однако с 1 марта 2022-го вступил в силу новый свод правил по установке зарядных станций в подземных паркингах, который отменил ранее действующий запрет. Новый свод правил впервые допускает хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей на подземных паркингах, а также оборудование машиномест зарядной инфраструктурой. В крытых паркингах размещение зарядного оборудования допускается не ниже 1-го подземного этажа. Подробные требования описаны в «СП 506.1311500.2021 Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности».
К концу 2024 года в РФ должны создать почти 3 тыс. зарядных станций для электромобилей, а долю электромобилей довести до 15% от общего парка легковых автомобилей к 2030 году. В свою очередь, производство электромобилей в стране должно составить не менее 10% от общего выпуска авто к 2030 году. Всего с 2022-го по 2026 год на реализацию федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» планируется выделить почти 128,5 млрд рублей.
Стоит обратить внимание и на опыт Турции. Правительство этой страны реализовало несколько важных мер, направленных на ускорение внедрения электромобилей и расширение инфраструктуры взимания платы.
В 2019 году Министерство энергетики и природных ресурсов Турции объявило о Национальной политике в области энергетики и горнодобывающей промышленности, в которой поставлена цель, чтобы к 2030 году электромобили и гибридные транспортные средства составляли 30% всех транспортных средств на дорогах страны. Чтобы стимулировать развитие инфраструктуры, правительство выделило 16 млн долл. США в виде прямого финансирования в рамках своего Национального плана действий по энергоэффективности. Интересно, что в исследовании, проведённом в 2021 году кафедрой технологий электрических и гибридных транспортных средств и факультетом электротехники Inonu University (Турция), изучались различные требования, применяемые к электрозарядным станциям разного типа в США, странах Европейского союза и Турции.
Страна также продолжает предоставлять налоговые льготы для покупки электромобилей и освобождение от НДС для зарядных станций. Эти меры создают среду, способствующую росту инфраструктуры. Количество общественных зарядных станций в Турции выросло с 47 в 2019 году до 1,1 тыс. на конец 2022-го. Турецкая ассоциация электромобилей и водорода прогнозировала, что к 2025 году число общественных зарядных станций превысит 10 тыс., но этот рубеж был преодолён уже в 2023-м. Такое экспоненциальное расширение сети общественных зарядных устройств делает электромобили более практичными и снижает обеспокоенность потребителей по поводу доступа к зарядке. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту, поскольку всё больше основных потребителей рассматривают возможность перехода на электроэнергию. Для поддержки развёртывания сети зарядных станций Министерство промышленности и технологий в 2022 году выделило 20 млн турецких лир (1,3 млн долл. США) на поддержку 75% инвестиций в зарядные станции. Стоит отметить, что расширение инфраструктуры тесно связано с развитием собственного турецкого бренда электромобилей Togg.
Похожий подход и у Китая, с его крупнейшим рынком электромобилей. В 2023 году 30% продаж новых авто в Китае составили NEV, и эта доля будет постоянно увеличиваться. Растёт и инфраструктура: в стране уже насчитывается 760 тыс. станций быстрой зарядки, 70% из которых расположены в 10 провинциях, и ещё почти 1 млн станций медленной зарядки, 300 тыс. из которых установили лишь в 2022 году. Зарядные станции располагаются повсеместно, в том числе в жилых комплексах, на подземных паркингах бизнес-центров и моллов.
Строят в Китае и целые «электрозарядные полигоны»: например, Shell (ранее известная главным образом как нефтегазовая компания) совместно с BYD построила вблизи аэропорта Шэньчжэнь гигантский комплекс, на котором могут одновременно заряжаться 258 электрокаров. На сегодняшний день это крупнейшая в мире зарядная станция.
К 2030 году Китай планирует довести соотношение электромобилей и зарядных станций до показателя 2 к 1. Китайский рынок зарядных станций для электромобилей усиливается рынком аккумуляторных электромобилей, щедро поддерживаемым со стороны правительства.
В остальном мире также понимают: без масштабной сети зарядок сегмент развиваться не будет. Так, в ЕС планируется к 2030 году построить 17 млн зарядных станций и довести соотношение электромобилей и станций до пропорции 9 к 1. Совет ЕС выпустил новые мандаты, поощряющие использование электромобилей, включая установку к 2026 году устройств быстрой зарядки, которые будут генерировать не менее 150 кВт, на каждых 60 км вдоль трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Между тем основная дорожная сеть, соединяющая крупные городские центры и концентраторы, должна иметь минимальную совокупную выходную мощность 400 кВт, включая зарядную станцию мощностью 150 кВт.
В США планируют увеличить количество зарядных станций к 2026 году до более чем 700 тыс. ед., а количество электромобилей довести до 15 млн. Для этого федеральное правительство США предлагает максимальную налоговую льготу в размере 7,5 тыс. долл. США тем, кто покупает новые электромобили. Зарядные станции также устанавливаются повсеместно, в том числе на многоуровневых паркингах жилых комплексов, торговых и бизнес-центров.
Мировой опыт показывает, что залогом успеха по переходу на транспортные средства на новых источниках энергии является доступность и безопасность электрозарядной инфраструктуры, в том числе в жилых комплексах, общественных местах, крытых и открытых паркингах. Таким образом, Казахстану необходимо ускорить разработку законодательной базы и принятие технических стандартов, сертификации и требований, подобных тем, которые применяются в странах, являющихся мировыми лидерами в области NEV.