Низкий уровень обеспеченности деньгами купирует экономическое развитие Казахстана. По итогам 2015 года соотношение денежной массы к объему ВВП Казахстана составил 42%, что указывает на определенный дефицит денег для последующих инвестиций в реальный сектор экономики страны.
По сравнению с уровнем 2014 года (32%) показатель монетизации вырос значительно, однако следует принять во внимание природу резкого повышения уровня - объем денежной массы за 2015 год увеличился сразу на 34%, с 12,8 трлн тенге до 17,2 трлн тенге. В тоже время индекс физического объема ВВП за 2015 год составил всего 101,2% по отношению к предыдущему году.
При этом в структуре денежной массы столь резкий рост был обеспечен за счет переоценки валютных депозитов населения и бизнеса в республике, и данный факт указывает на довольно высокий уровень долларизации сбережений, который также выхолащивает необходимую экономике ликвидность.
Самый высокий показатель монетизации экономики за всю историю суверенного Казахстана был достигнут в 2009 году, также за счет замедления роста ВВП на фоне более значительного увеличения денежной массы.
Такой неорганический рост денежной массы (вследствие переоценки стоимости условных валютных депозитов) разгоняет инфляцию, что вкупе с падением реальных денежных доходов населения блокирует рост внутреннего потребления и производства в несырьевом секторе экономики.
По итогам 2015 года уровень инфляции вырос до 13,6% по сравнению с 7,4% в 2014 году, и все это присходит на фоне замедления роста экономики до минимального за последние 6 лет, с кризисного 2009 года.
В процессе насыщения реальной экономики необходимой ликвидностью наблюдаются две проблемы - стремление населения и предприятий увеличивать резервы в условиях нестабильной экономической ситуации (что выражается в высоком уровне долларизации вкладов) и крайне низкие темпы кредитования бизнеса.
Динамика выдачи новых кредитов показывает, что банки Казахстана фактически заморозили кредитование реального сектора в 2009-2010 годах, в годы первого существенного кризиса в новейшей истории страны. Однако в последующие посткризисные годы, темпы корпоративного кредитования оставались довольно слабыми вплоть до 2014 года, когда объем выдачи новых кредитов смог сравняться с докризисным уровнем 2007 года и составил 7,9 трлн тенге.
За весь 2015 год банки выдали экономике Казахстана (в т.ч. розничным и корпоративным клиентам) на 12% ниже, чем годом ранее, что может свидетельствовать о новом витке сокращения кредитования.
Недостаток ликвидности в системе чреват увеличением бартерных схем взаиморасчетов между контрагентами, дальнейшим усыханием экономического роста и в конечном итоге рецессией.
Согласно стратегическому плану НБ РК на 2014-2018 годы, таргетируемый уровень монетизации экономики обозначен выше 30%, однако это ниже показателя насыщения деньгами экономик развитых страны мира (100% и выше).