В последнее время в Казахстане активно развивается неправительственный сектор. По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, в прошлом году в стране насчитывалось 28,1 тыс. действующих неправительственных организаций (НПО). В сравнении с показателем пятилетней давности их количество увеличилось вдвое.
НПО работают по всему Казахстану, однако в одних регионах таких организаций больше, в других — меньше. Треть всех действующих НПО в 2024 году располагались в Астане и Алматы: 4,1 тыс. и 5,3 тыс. соответственно. Именно поэтому в двух крупнейших мегаполисах аккумулировалось почти 28% всех средств, выделяемых НПО в рамках государственного социального заказа.

Лидером по сумме финансирования проектов НПО из бюджета можно назвать Южную столицу. За прошлый год неправительственный сектор Алматы отработал грантов на общую сумму в 6,1 млрд тг. Мы не будем сравнивать многолетнюю динамику финансовых показателей регионов, так как суммы в каждом из них ежегодно непредсказуемо менялись.
Второе место по объёмам финансирования НПО из бюджета уверенно занимает Павлодарская область. В 2024 году НПО этого региона было перечислено от государства 4,9 млрд тг. Помимо этого, в пятёрку регионов, где неправительственный сектор получил больше всего денег, вошли Астана (3,3 млрд тг), а также Костанайская (3,2 млрд тг) и Актюбинская (2,3 млрд тг) области. Стоит отметить огромную разницу в финансировании лидеров и аутсайдеров. Например, в Абайской области на реализацию проектов гражданского сектора в прошлом году было выделено всего 330,7 млн тг, в Мангистауской — 348,5 млн тг, в Северо-Казахстанской — 420,3 млн тг. При этом нельзя утверждать, что в этих регионах меньше социальных проблем, на которые нацелены гранты для НПО. Общая сумма финансирования НПО в рамках государственного социального заказа в 2024-м достигла 33,6 млрд тг — на 25,7% больше, чем годом ранее, и в 2 раза больше, чем пять лет назад.
Согласно данным БНС, в прошлом году за счёт госзаказа НПО реализовали 2167 проектов. Лидерами по количеству грантов оказались не мегаполисы, а регионы, в которых работает больше всего неправительственных организаций — Костанайская и Павлодарская области. Статистика показывает: 94% всех проектов были краткосрочными и действовали до года. Количество проектов, рассчитанных на более длительный срок, составило всего несколько десятков.

Чем занимаются НПО, работающие по госзаказу? Они реализуют проекты по темам, которые в настоящий момент намерено продвигать государство. Как правило, это самые наболевшие проблемы, требующие поддержки. Четверть всех проектов касается поддержки социально уязвимых слоёв населения. В прошлом году в РК было реализовано 500 таких грантов. В предыдущие несколько лет эта социальная тематика также была лидирующей. Среди других тем, которые чаще всего продвигают НПО благодаря государственному соцзаказу, стоит перечислить укрепление общественного согласия и национального единства (227 грантов), поддержку молодёжной политики и детских инициатив (219 грантов), содействие решению семейно-демографических и гендерных вопросов (155 грантов).
В середине ноября Казахстанский институт общественного развития (КИОР) опубликовал результаты социологического исследования эффективности социальных проектов НПО в рамках госзаказа. В своём докладе аналитики КИОР приводят мнение участников глубинных интервью, членов НПО о том, что в последние годы госзаказ для неправительственных организаций объявляется по неактуальным и устаревшим темам. Ряд участников исследования считают, что через НПО нужно решать насущные вопросы общества — экологические проблемы, недостатки общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, девиантное поведение молодёжи, буллинг в школах, низкую правовую и финансовую грамотность населения.

Социологическое исследование, проведённое специалистами КИОР — это своеобразная обратная связь от НПО, которые работают по госзаказу. Доклад позволяет видеть ситуацию с другой стороны и дополняет «цифровой» портрет деятельности таких организаций. Например, выше мы писали о том, что общая сумма реализованных проектов в НПО в рамках госзаказа за последние несколько лет выросла вдвое. Складывается впечатление, что при неизменном количестве проектов объём выделяемых средств увеличился в 2 раза, а значит, НПО стали получать вдвое больше за одну и ту же работу. Однако это не так. Судя по выводам аналитиков КИОР, организациям, наоборот, не хватает финансирования для реализации проектов. Участники гражданского сектора, работающие по госзаказу, говорят о том, что последние 5–10 лет они наблюдают сокращение финансирования.
«Хотя формально количество поддерживаемых проектов могло увеличиться, их реальное финансирование уменьшилось в разы. Например, если раньше стандартный проект по профилактике онкологических заболеваний получал 4-5 млн тг, то сейчас на аналогичные цели выделяют всего 1-2 млн тг. Такое сокращение делает многие социальные инициативы фактически нежизнеспособными», – считает участник опроса, специалист НПО из Восточно-Казахстанской области. Его коллега из Карагандинской области отмечает, что в этой сфере есть демпинг стоимости услуг. Например, на несколько десятков семинаров выделяется необоснованно заниженная сумма. Однако НПО всё равно идут на такие условия, чтобы выжить.
Аналитики КИОР отмечают: в каждом ответе, какой бы вопрос ни задавался представителям НПО, опрошенные начинают именно с недостатка бюджетных средств. Помимо сокращения финансирования, респонденты обращают внимание на то, что большинство проектов является краткосрочными. Это не позволяет НПО прогнозировать свою работу на несколько лет вперёд, вводить отраслевую специализацию, отслеживать и улучшать результаты из года в год.
Мы распределили все озвученные барьеры в развитии неправительственного сектора на три блока: административные, системные, финансовые. О сложностях с деньгами мы уже упомянули, обратимся к системным проблемам НПО. Судя по ответам участников социологического исследования, важнейшими системными барьерами являются отсутствие последовательности в реализации социальных программ и обратной связи от государства. Наблюдается и некая коррупционная составляющая: поддержка отдельными чиновниками лояльных, провластных НПО и конфронтация в отношении НПО, получающих финансирование от международных организаций.
