Косвенным подтверждением этому может служить вывод Всемирного банка в весеннем докладе об экономике Казахстана. Цитата из доклада: "Для достижения своих долгосрочных целей Казахстан должен заложить основы для новой модели роста, основанной на динамично развивающихся секторах. Основные риски: слабая внешняя среда, низкий институциональный потенциал, замедление в реализации структурных реформ". Всемирный банк является главным финансовым партнером Казахстана по внедрению международной управленческой платформы по устойчивому развитию. Так, за период конец 2012 - первый квартал 2017 года Правительство увеличило портфель международных займов на модернизацию экономики с 4,8 до 13,8 миллиардов долларов, из них почти 30% приходится на МБРР (входит в группу Всемирного банка).
Система устойчивого развития - это международная стандартизированная платформа управления развитием страны. Данная платформа развивается под непосредственным патронажем ООН и позволяет "контролировать процессы экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей" (текст из Википедии).
Казахстан стал активным пользователем этой системы с 2013 года, приняв "Концепцию Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию". В октябре 2014 года Казахстан утвердил закон "Об официальной помощи развитию". В текущем году Казахстан принял программный документ "По утверждению основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 - 2020 годы". Эта платформа является технологическим и консалтинговым фундаментом развития экономики Казахстана.
Казахстанская версия устойчивого развития - это системный управленческий комплекс взаимоувязанных программ развития на платформе "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" (Послание Президента от 14 декабря 2012 года). Система программ развития первого и второго уровня отвечают за общую экономическую модель развития. Но в информационном поле Казахстана этот управленческий комплекс представлен в виде разрозненных документов по разным сайтам. Количество документов уже перешло за сотню и с каждым месяцем объем управленческой информации увеличивается.
В июне опубликовано еще три новых документа: "Концепция кибербезопасности" ("Киберщит Казахстан"), "Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года", "Стратегия развития АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" на 2014 - 2023 годы". До 1 сентября должны появится еще две стратегии: инвестиционная и экспортная. Увеличение программ развития в системе госпланирования пропорционально усложняет восприятие целостной модели развития Казахстана. Бюрократические сбои уже очевидны. К примеру, в начале этого года была провалена информационная работа по регистрации внутренних мигрантов. Хотя в Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года были прописаны принципы работы по гармонизации внутренних потоков миграции (Прогнозная схема в редакции Указа Президента РК от 25.08.2015 № 73 ). Основная функция Прогнозной схемы (цитата из документа): "обеспечивает увязку текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, позволяет скоординировать действия бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций".
Более свежий пример сбоя системы устойчивого развития. Прямой текст из стратегии АО "Байтерек" (без комментариев): "Кредитный портфель АО "НУХ "Байтерек" по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 1,9 трлн тенге. Основная доля (~75 %) кредитного портфеля приходится на БРК. Согласно анализу проектов (по стоимости), реализованных с инструментами поддержки БРК, порядка 85 % стоимости проектов приходятся на компании с государственным участием, включая субъекты квазигосударственного сектора. Справочно, по состоянию на 31 декабря 2016 года кредитный портфель АО "НУХ "Байтерек" составил 1,9 трлн тенге, а доля БРК в портфеле АО "НУХ "Байтерек" значительно не изменилась.
При этом в соответствии со Стратегическим планом Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы Правительством Республики Казахстан поставлена задача по сокращению доли участия государства в экономике до 15 % к 2021 году. Таким образом, текущая практика инвестирования со стороны БРК не поддерживает задачу по сокращению участия государства в экономике". На сегодня мы видим невысокий уровень синхронизации работы операторов в единой модели развития. На наш взгляд, основная причина - неосвоенный материал по проектному менеджменту в системе устойчивого развития, где в разных документах прописана общая методология взаимозависимости элементов управления. Очевидно, что сейчас качественный экономический рост входит в прямую зависимость от уровня компетенций каждого госуправленца по Системе устойчивого развития.
В следующих материалах мы покажем, где произошел сбой во внедрении системы устойчивого развития и как это будет отражаться на потенциале экономического роста.