Об уровне вовлечённости казахстанского населения в госпланирование красноречиво говорит проведённое по заказу Министерства информации и общественного развития исследование по оценке деятельности общественных советов (ОС) Казахстана в 2021 году.

Как оказалось, 69% опрошенных (всего 1200 респондентов) об общественных советах не знают ничего.

В основе «человекоцентричной экономики» заложены механизмы прямого участия населения в системе госуправления через развитую систему общественных институтов. В Казахстане эту функцию должен был обеспечивать общественный совет — консультативно-совещательный орган, теоретически создаваемый представителями гражданского сообщества и призванный контролировать деятельность власти на всех уровнях (планирование, реализация, мониторинг). Такой механизм придаёт государству устойчивость, не позволяя превратить госаппарат в механизм обслуживания интересов правящего класса.

По факту сложилась совсем иная картина. Только в трёх регионах осведомлённость населения об общественных советах носит удовлетворительный характер. Полное невежество в отношении институтов участия населения в госуправлении продемонстрировала Карагандинская область, где об общественных советах в принципе не в курсе 82% опрошенных. Недалеко ушли Атырауская и Костанайская области: ответ «Ничего не знаю о деятельности общественных советов» дали 79,5% и 76,2% респондентов соответственно.

Главные точки развития страны, Нур-Султан и Алматы, также не оправдали ожиданий по переходу на модель «человекоцентричной экономики»: о существовании общественных советов в обеих столицах знает менее половины опрошенных.

Подытожим: в сознании казахстанцев общественных советов нет, а по факту они есть. На сентябрь 2021 года в стране действовало 249 ОС, из них на местном уровне — 216 ОС. Возникают вопросы к Министерству информации и общественного развития об эффективности освоения бюджетных средств на такие направления как продвижение государственной политики, модернизация общественного сознания, развитие гражданского общества. В Казахстане общественные советы функционируют с 2016 года, но чем они заняты — в целом страна не в курсе.

Такие же вопросы и к МИО. Можно констатировать, что местные власти сознательно или по недоразумению саботируют основу реформ госуправления. Напомним прямую цитату из послания президента «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года: «Система государственного планирования должна обеспечить мобилизацию всех человеческих ресурсов, вовлечь частный сектор и общество в качестве полноценных партнёров на всех этапах: планирования, исполнения, оценки».

Свою оценку о низкой эффективности общественных советов дало и Агентство РК по противодействию коррупции в Национальном докладе о противодействии коррупции за 2021 год.

Если акиматы не изменят свой подход к вовлечению населения в систему госуправления, велики риски, что недавно озвученный президентом проект «Новый Справедливый Казахстан» ждёт та же участь, что и пакет программ «Казахстан — 2050». Бюджеты освоят, «человекоцентричной экономики» не создадут, убытки оставят населению.

Сам термин «человекоцентричная экономика» введён в активный обиход с подачи ООН в 2020 году. За этим термином скрывается переход на новый мирохозяйственный уклад, где госаппарат рассматривается как экосистема, направленная на самореализацию каждого гражданина.

Технически переход на новый уклад реализуется через достижение 17 целей и 169 задач. Каждая задача — это конкретный механизм, ресурсы и измеряемые результаты в общей модели устойчивого развития. На местном уровне госаппарат должен чётко и внятно представлять населению решения задач Целей устойчивого развития (ЦУР) и далее совместно с гражданским обществом вырабатывать оптимальные варианты.

В этой же логике платформа ЦУР работает на национальном и международном уровнях. По замыслу ООН, новая модель позволит перенаправить ресурсы социально-экономического развития от интересов локальных бизнес-групп к повышению благосостояния общества в целом.

В контексте мирохозяйственного уклада ЦУР, местная власть Казахстана, по сути, провалила работу по достижению Цели № 11 «Устойчивые города и населённые пункты», где есть конкретная задача «устойчивое планирование населённых пунктов и управление ими на основе широкого участия граждан». При этом именно ЦУР являются методологической основой проводимых реформ госуправления Казахстана.

В ближайшей политической повестке тема ЦУР выходит на передовую. 16-17 июня в Алматы состоится второй региональный саммит по ЦУР на тему «За пределами COVID — на пути к справедливому восстановлению в Центральной Азии». Среди спикеров отмечены первые лица стран Центральной Азии, заместитель генерального секретаря ООН, комиссар Европейского Союза по международному партнерству. Цель саммита — обсудить перспективы взаимодействия стран Центральной Азии по переходу в новую мирохозяйственную систему.