Железнодорожные перевозчики в текущем году пытаются компенсировать убытки прошлого года - за январь-сентябрь 2016 года размер доходов от грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте составил 530,5 миллиарда тенге, или на 6% больше уровня выручки годом ранее.

Рост доходов был обеспечен увеличением выручки по грузовым перевозкам. За год доходы по карго выросли на 35 миллиардов тенге, в то время как доходы от перевозки пассажиров уменьшились на 6 миллиардов тенге.

Рост уровня доходов в отрасли формируется под влиянием увеличения стоимости перевозок, поскольку в физическом выражении объем перевозок сокращается.

За 9 месяцев текущего года предприятия отрасли осуществили перевозок грузов и багажа на 4% меньше, чем год назад (236 миллионов тонн).

Пассажирские перевозки за год упали на 22% - за январь-сентябрь было перевезено на железнодорожном транспорте 17 миллионов человек. 

Рост доходов в отрасли происходит на фоне масштабной трансформации основного игрока в сфере железнодорожных перевозок - НК КТЖ. В прошлом году была принята программа трансформации деятельности нацкомпании до 2025 года по поэтапному формированию на базе нацкомпании национального логистического оператора. Правительство планирует, что к 2020 году транзитные перевозки через Казахстан увеличатся в 2 раза, а к 2050 году - в 10 раз.

Программой предусмотрена приватизация части активов КТЖ, что усилит конкурентную среду в сфере железнодорожных перевозок.

В рамках перевода в конкурентную среду железнодорожных перевозок государство также уменьшает финансирование проектов в отрасли. В текущем году на проекты в области развития железнодорожной отрасли из средств Нацфонда выделено более 36 миллиардов тенге по целевым трансфертам. А в следующем году объем финансирования отрасли за счет средств Нацфонда сократится в 18 раз до 2 миллиардов тенге.

Трансформация отрасли уже дает свои первые результаты. В 2016 году по уровню эффективности логистики Казахстан поднялся на 11 позиций и занял 77 место среди 160 стран мира. По индексу эффективности логистики Казахстан опережает страны СНГ: Россия на 99 месте, Украина -на 80 месте, Узбекистан - на 118 месте, Беларусь - на 120 месте, Кыргызстан - на 146 месте.

Индекс эффективности логистики (LPI) – индекс Всемирного Банка, рассматривающий легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. Показатель измеряет эффективность работы цепей поставок в международной торговле и оценивается каждые 2 года (2007, 2010, 2012, 2014 и 2016).