За 8 месяцев страховые компании собрали премии в сферах добровольного и обязательного страхования в размере 263,5 млрд тг — практически столько же, как и годом раньше, и на 28,1% больше, чем пять лет назад.

Страховые выплаты составили 62 млрд тг — на 5,7% больше, чем год назад, и сразу на 58% больше, чем пятью годами ранее.

Напомним, 01.01.19 г. в РК вводится онлайн-страхование. В Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК) считают, что у продаж e-полисов через интернет большое будущее.

В Ассоциации пояснили: законодательными изменениями предусматривается, что все договоры обязательного страхования будут заключаться в электронном виде и существовать в бездокументарной форме, то есть в виде электронных записей. Возить с собой бумажные полисы при таком раскладе совершенно не обязательно, а значит, не будет риска забыть их дома или потерять.

Помимо этого, при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев на сайте страховщика последний имеет право предоставить скидку до 10%. Таким образом, казахстанцы смогут страховаться онлайн на более выгодных условиях уже со следующего года.

Онлайн-страхование призвано разогнать достаточно консервативный страховой рынок, расширить возможности и увеличить доступность страховых услуг для населения и бизнеса.

К примеру, в соседней России по итогам 2015 года вес страхования через онлайн-каналы составлял всего 0,3%, по итогам 2016 года он приблизился к 0,47%, по итогам 2017 года — превысил 2,5%, а по итогам I полугодия 2018 года — составил уже 4,7%.

Как пояснили в Ассоциации страховщиков РК, с одной стороны, подобный рост можно объяснить в том числе высоким спросом на ОСАГО в так называемых токсичных регионах, откуда ушли страховщики ОСАГО, и у автовладельцев появились проблемы с заключением договоров обязательного страхования. В таких регионах доля онлайн-продаж ОСАГО за 3 года выросла до 57%.

С другой стороны, в РК ситуация отличается: здесь страховщики планируют обеспечить повсеместную доступность онлайн-страхования для удобства граждан, вне зависимости от региона, и полноценно предлагать е-полисы по всей территории РК.

Отметим, что казахстанцы вполне готовы перейти на активное и массовое использование интернет-сервисов для приобретения онлайн-услуг. Специалисты АСК сообщают, что, хотя по разным данным заявки на страхование с сайтов страховых компаний пока составляют не более 0,5–1% от всего объёма продаж, это прежде всего связано с некоторыми законодательными ограничениями, которые обязывают страховщиков идентифицировать клиента, собирать документы клиента и доставлять ему бумажный страховой полис. С полноценным вводом онлайн-страхования в секторе прогнозируется значительный рост.

Также косвенно о потенциале рынка интернет-страхования говорит и то, что уже более 46,9% от всего безналичного оборота по банковским картам в РК занимают интернет-оплаты, против 36,3% годом ранее и 11,4% — в 2015 году.

На страховом рынке, утверждают аналитики Ассоциации, также наблюдается рост безналичных платежей по договорам страхования. Особенно актуальны в страховании платежи, при которых страховая премия оплачивается в рассрочку и может списываться с карточки в автоматическом режиме.