Авиаперевозчики фиксируют рост выручки в условиях падения реальных доходов населения. За январь-октябрь текущего года совокупные доходы от перевозок грузов и пассажиров воздушным путем составили 198 миллиардов тенге, что на 33% больше объема поступлений за аналогичный период прошлого года.
Это довольно резкий рост доходности в отрасли, учитывая падение выручки от воздушных перевозок в прошлом году (-1 миллиард тенге).
Резкий рост выручки в этом году обеспечило удорожание стоимости пассажирских перевозок и соответствующее повышение поступлений денег от этого вида деятельности. За год такие доходы увеличились на 48 миллиардов тенге до 194 миллиардов тенге.
Поступление выручки от грузоперевозок воздушным путем за год выросло на 21% и составило чуть больше 4 миллиардов тенге за 10 месяцев 2016 года.
Тем не менее, увеличения активности в секторе не отмечается - рост доходов в авиаперевозках происходит на фоне довольно слабого прироста физического объема перевозок.
В текущем году авиакомпании совокупно перевезли всего на 71 тысячу человек больше, чем в январе-октябре 2015 года. В течение 2010-2015 годов объем перевозок пассажиров в среднем увеличивался на 450 тысяч человек в год.
В карго-перевозках ситуация более позитивная - авиакомпаниям удалось увеличить объем грузоперевозок на 859 тонн по сравнению с уровнем годом ранее. Напомним, что в 2014-2015 годах темпы увеличения перевозки грузов воздушным путем падали в среднем на 16% в год.
Существенное замедление темпов роста объемов пассажироперевозок - следствие падения реальных доходов населения. Если в предыдущие годы рост тарифов на авиаперевозки проходил на фоне одновременного роста покупательной способности доходов, то в текущем году увеличение зарплат казахстанцев значительно отставало от инфляции.
За год тарифы на авиаперевозки выросли на 12%, при этом реальные доходы населения РК сократились на 4%.
Самый высокий уровень прибыли за прошлый год показала крупнейшая авиакомпания на казахстанском рынке - национальный авиаперевозчик Эйр Астана. По итогам 2015 года авиакомпания зафиксировала чистую прибыль (до налогообложения) в размере 13,2 миллиардов тенге. Это почти в 3 раза больше уровня чистого результата за 2014 год.
Рекордный рост прибыли Эйр Астаны происходит при фактическом сокращении доходов от основной деятельности. За год доходы от перевозки пассажиров и грузов у авиакомпании уменьшились на 4 миллиарда тенге, до 164 миллиардов тенге.
Компенсировать снижение операционных доходов авиаперевозчику помогла девальвация - доходы от курсовой разницы за 2015 год составили почти 12 миллиардов тенге.
Значительно отстает от лидера рынка АО "Евро-Азия Эйр", принадлежащая национальной компании КазМунайГаз. За 2015 год авиакомпания получила 829 миллионов тенге чистой прибыли, вернувшись к уровням доходности 2013 года. По сравнению с 2014 годом перевозчик удвоил свою прибыль.
Рост прибыли фиксируется при рекордном увеличении выручки компании - за 2015 год доход от основной деятельности увеличился на 5 миллиардов тенге, или на 45%.
Закрывает тройку самых доходных авиакомпаний Казахстана АО "SCAT" с объемом чистой прибыли (до налогообложения) за 2015 год в размере 502 миллиона тенге. Это на 20% меньше показателя за 2014 год.
Доходы от перевозок авиакомпании в 2015 году также упали - на 3 миллиарда тенге, или на 7%.