С начала XXI века и до 2019 года глобальные выбросы парниковых газов (ПГ) постепенно росли, в основном из-за увеличения объёмов выбросов CO2 — к примеру, в Китае и в других странах с развивающейся и развитой экономикой. В результате концентрация парниковых газов в атмосфере значительно увеличилась, усилив естественный парниковый эффект, что негативно сказывается на жизни на Земле.
В 2020 году глобальные выбросы CO2 от ископаемого топлива сократились на 5,3% по сравнению с 2019-м, в основном из-за пандемии COVID-19. Однако в 2021 году показатель откатился почти до уровня 2019-го, достигнув 37,9 гигатонн — всего на 0,36% меньше, чем в 2019 году, то есть после совсем краткой передышки мир вернулся к «докоронакризисному» уровню выбросов CO2.
С учётом Рамочной конвенции ООН об изменении климата страны разрабатывают национальные кадастры выбросов, предлагают и осуществляют действия по снижению объёмов выбросов ПГ. Выбросы CO2, которые являются основной причиной глобального потепления, всё ещё растут на мировом уровне, несмотря на соглашения по смягчению последствий изменения климата.
Что касается Казахстана, то, по последним данным за 2020 год, опубликованным Бюро национальной статистики АСПиР РК, совокупные выбросы парниковых газов в стране составили 342,9 млн тонн — на 4,7% меньше, чем за 2019-й, а по сравнению с 1990 годом снижение составило 11,1%. Однако стоит отметить, что с 2012-го по 2018 год выбросы ПГ на протяжении 7 лет только росли. Наибольший вклад в общие национальные эмиссии ПГ в Казахстане ожидаемо вносит сектор энергетической деятельности: 79,5% в 2020 году. На втором месте находится сектор сельского хозяйства: 11,9%. На третьем месте — промышленные процессы: 6,5%.
Высокий уровень выбросов парниковых газов в энергетическом секторе обусловлен широким использованием ископаемого топлива, на долю которого в 2020 году приходилось 97,9% от общего объёма первичной энергии, тогда как доля альтернативных источников энергии составляла всего 1,4%. В настоящее время первичная энергия в Казахстане поставляется в основном за счёт добычи угля, сырой нефти и природного газа. На эти три вида экономической деятельности приходится 13,2% добавленной стоимости и 3,2% занятости. Однако 79% сырой нефти и 89% природного газа, добываемых в Казахстане, экспортируются. Выбросы парниковых газов приходятся на сектора, где сжигается топливо, а экспортируемое ископаемое топливо сжигается за пределами Казахстана, оно не является частью национальных выбросов парниковых газов. В целом наибольшая доля выбросов парниковых газов в поставках первичной энергии приходится на уголь — как из-за высвобождения метана из угольных пластов при добыче, так и из-за выбросов ПГ при сжигании. Поэтому сокращение и дальнейший отказ от добычи и сжигания угля будет решающим элементом для любых усилий по декарбонизации экономики в Казахстане.
Сегодня Казахстан активно предпринимает усилия для достижения поставленных целей в области сокращения выбросов парниковых газов. В 2016 году правительство РК подписало Парижское соглашение, обязывающее сократить выбросы парниковых газов на 15%–20%, что позже было отражено в местном законодательстве. В декабре 2020 года в ходе Саммита по амбициозным задачам в связи с изменением климата президент Касым-Жомарт Токаев заявил об амбициозной задаче достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
Заметим: некоторые социально ответственные компании добиваются позитивных результатов в секторе и без внешних понуканий. К примеру, одна из крупнейших в стране нефтедобывающих компаний — Тенгизшевройл (ТШО) — ещё с 2000 года инвестировала в проекты по сокращению общих выбросов более 3 млрд долл. США. И уже сейчас есть видимые результаты: с 2000 года компания снизила интенсивность выбросов в атмосферу на 65%. На месторождении Тенгиз не прекращается поиск инновационных решений, которые способствуют улучшению производственной деятельности.
Одна из недавних инициатив сотрудников ТШО позволила сократить выбросы углекислого газа из дымовых труб, то есть выбросы, вызванные паровыми котлами завода, примерно на 165 тыс. тонн в год.