В 2022 году армия Узбекистана, согласно рейтингу Global Firepower, стала самой мощной в Центральной Азии. Это происходит не впервые. В течение последних нескольких лет страна продолжала лидировать, следом за ней шёл Казахстан.

Армия существует для защиты нации, национальных интересов и выполнения военных обязанностей. В Центральной Азии давление на безопасность в регионе огромно, здесь присутствуют как нетрадиционные угрозы — наркотрафик, риски локальных конфликтов, изменение окружающей среды и стихийные бедствия, — так и классические виды конфликтов, связанные с территориальными вопросами.

Среди самих стран Центральной Азии до сих пор существует пограничная напряжённость, особенно между Кыргызстаном и Таджикистаном. Вопрос о военной мощи армий в регионе также стал особенно острым после вторжения армии России, второй по силе в мире, в Украину, занимающую 22-е место в глобальном рейтинге.

Сложившаяся ситуация требует пересмотра и оценки военной мощи стран Центральной Азии в соответствии с последними данными, которые предоставляет Global Firepower. Эта международная организация оценивает потенциальную способность каждой страны вести боевые действия на суше, море и в воздухе обычными средствами.

Согласно рейтингу, пять стран Центральной Азии находятся между 55-м и 111-м местами из 142.

В текущем году армия США была признана самой сильной, в то время как Исландия заняла последнее место. Исландия не имеет постоянной армии. Наиболее очевидная причина заключается в том, что население этого государства слишком мало (около 360 тыс. человек), чтобы иметь боеспособные вооружённые силы. Кроме того, страна окружена водой со всех сторон и входит в НАТО, что обеспечивает ей защиту.

Индекс Global Firepower использует более 50 отдельных факторов — от финансовых показателей до логистических возможностей и географии. Чем меньше индекс, тем мощнее теоретический боевой потенциал страны. Отмечается, что рейтинг не учитывает ядерное вооружение, только конвенциональное.

В Центральной Азии Узбекистан демонстрирует наибольшие результаты при меньших инвестициях. Сегодня Казахстан имеет самый большой оборонный бюджет в регионе — порядка 3,9 млрд долл. США. Это примерно в 5,6 больше, чем у Узбекистана, бюджет которого насчитывает всего 693 млн долл. США. В то же время место Казахстана в рейтинге на девять позиций ниже Узбекистана.

В Таджикистане, Кыргызстане и Туркменистане на содержание вооружённых сил выделено 407 млн, 116 млн и 90 млн долл. США соответственно.

По количеству военнослужащих Казахстан также превосходит Узбекистан на 12 тыс. человек. Эта разница почти равна общему числу военнослужащих в Таджикистане (15 тыс. человек).

Более высокую мощь узбекской армии, при меньшем бюджете и численности военных, можно объяснить тем, что население Узбекистана больше, а окружение беспокойнее. Узбекистан граничит с Афганистаном на протяжении 150 км и является родиной Исламского движения Узбекистана (ИДУ), члены которого присоединились к повстанческим движениям в Афганистане, Пакистане и Сирии. Такой опыт делает армию более боеспособной.

Кроме того, последние несколько лет президент страны Шавкат Мирзиёев проводит военную реформу в стране. В ноябре 2016 года Узбекистан и Россия подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а чуть позже — программу стратегического сотрудничества в военной сфере на 2021–2025 годы.

В прошлом году Мирзиёев заявил, что страна будет продолжать укреплять свои вооружённые силы «для поддержания стабильности и безопасности», пишет издание zakon.kz.

Конечно, военная мощь армий оценивается также по количеству воздушных, сухопутных и военно-морских сил. Если говорить о последних, то военно-морские силы есть только у двух стран Центральной Азии — Казахстана и Туркменистана. Именно эти государства имеют выход к Каспийскому морю. ВМС обеих стран состоят из патрульных кораблей. У Казахстана их 15, два из которых — корабли противоминной обороны. Туркменистан имеет в общей сложности 25 патрулей.

Что касается ВВС, то Казахстан также располагает большим количеством боевых машин. Как и Узбекистан, он располагает вертолётами, штурмовиками, истребителями и самолётами. Этого нельзя сказать о Кыргызстане и Туркменистане, у которых нет ни истребителей, ни штурмовиков. В Кыргызстане, согласно данным Global Firepower, ВВС страны имеют лишь шесть вертолётов.

Туркменистан тем временем лидирует по количеству машин сухопутных войск: в общей сложности 3,4 тыс. единиц техники, на 23% больше, чем в Казахстане, и на 44% — чем в Узбекистане. В стране больше всего бронетехники — 60% от общего числа машин.