Ключевое событие в секторе - запуск новой программы развития образования и науки (март 2016).  Основной упор делается на качественном управлении системой для повышения конкурентоспособности и развития человеческого капитала. Некоторые кардинально новые подходы из программы: 1) на всех уровнях образования внедрят принципы корпоративного транспарентного управления; 2) академическая свобода будет предоставлена ВУЗам и колледжам, начиная с 2017 года, с учетом международной аккредитации; 3) в конкурентную среду будет выведен государственный образовательный и научный заказ (в детсадах - уже действует; в школах - пилотно внедряется подушевое финансирование, с полным переходом к 2019 году; в колледжах и ВУЗах - поэтапно, начиная с 2017 года).

На этапе перезагрузки госсектор значительно сократил инвестиционные транши в образование: по республиканскому бюджету на 40%, по местному на 15%. В итоге, общий инвестиционный портфель в секторе образования составил 143,3 млрд тг, что на 14% меньше, чем за январь-сентябрь 2015 года. Зато в большом плюсе рост частных инвестиций в сектор.

Ожидается, что в дальнейшем удельный вес собственных средств в инвестпортфеле системы образования будет стабильно нарастать за счет запуска партнерских проектов между акиматами и бизнесменами. Согласно новой программе увеличивается уровень ответственности местных органов за реализацию образовательных проектов в формате ГЧП.   

Интерес со стороны бизнеса будет обеспечен рядом институциональных изменений: 1) официальный статус и право голоса получат инвесторы и институциональные стейкхолдеры (через советы директоров, наблюдательные или попечительские советы); 2) будут внедрены стандарты финансовой отчетности и управленческой транспарентности, что сопоставимо с публичными компаниями, торгуемыми на РЦБ – путем преобразования колледжей и ВУЗов в некоммерческие АО; 3) прозрачные процедуры отбора ректоров и менеджмента на конкурентной основе должны повысить рентную отдачу вложений.

В пилотном режиме некоторые крупные компании РК уже включились в формирование взаимовыгодных консорциумов с ВУЗами и колледжами. Например, Павлодарский нефтехим. завод готовит своих специалистов и участвует в обновлении лабораторий в Павлодарском госуниверситете им. С. Торайгырова. Новая госпрограмма расширит такие бизнес-возможности сотрудничества: 1) инвесторы и работодатели получат прямой конкурентный доступ к формированию востребованного квалифицированного кадрового пула через предоставление колледжам и ВУЗам академической свободы в разработке специализированных учебных программ; 2) раскрываются возможности рынка образования по увеличению иностранного студенческого контингента – независимая аттестация и международная аккредитация полностью заменят государственную, что значительно раздвигает границы признания и рейтинг дипломов.

Спрос на рынке образования будет также обеспечен на новых условиях: 1) гарантируется с 2017 года образовательный заказ за счет государства для получения выпускниками школ первой рабочей профессии в техникумах и колледжах; 2) независимо от формы собственности будет размещаться государственный образовательный заказ в ВУЗах и колледжах в рамках стратегических планов регионального развития; 3) на конкурентной основе будет формироваться сумма государственного образовательного заказа исходя из механизма подушевого финансирования в дошкольном, школьном, профтех и высшем образовании – чем больше привлеченный контингент, тем выше сумма на учреждение; 4) на условиях софинанса бизнесом – будет осуществляться госфинансирование коммерциализации инновационных разработок.

Высокий потенциал освоения рынка образования имеется в нишах: дошкольное - развитие центров для детей от 1 до 3 лет; школы - развитие доп. секций и кружков; колледжи и ВУЗы - вовлечение молодежи, в том числе за счет фининструментов АО "Финансовый центр" МОН РК (образовательные депозиты, кредиты и гарантии на кредит).