В современном мире роль интернета невозможно переоценить. Всемирная сеть фактически поддерживает все сферы жизнедеятельности как субъектов бизнеса, так и обычных граждан. Пандемия коронавируса ускорила процесс интернетизации всех аспектов жизни людей. В 2020 году доля интернет-пользователей от общего количества жителей в возрасте 6–74 лет в РК увеличилась до 88,2%. При этом пять лет назад показатель составлял 76,8%.
В силу географической протяжённости (Казахстан занимает 9-е место в мире по площади) и «разброса» населения наиболее популярным и значимым в стране является мобильный интернет. К 1 апреля 2021 года в Казахстане насчитывалось 16,1 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету. За год их количество увеличилось на 8%, за пять лет — сразу на 45,9%. Вопрос скорости и стоимости интернета вышел для казахстанцев на первое место.
Заметим: несмотря на непростую географическую специфику, требующую обеспечения покрытия гигантских пространств, мобильный интернет в РК — один из самых дешёвых в мире. Теперь это подтверждает и глобальный рейтинг Internet Accessibility Index, где Казахстан вошёл в ТОП-5 стран с самым дешёвым мобильным интернетом. Средняя стоимость 1 Гб в РК составила всего 0,9 долл. США, в то время как во многих развитых странах она превышала 9–10 долл. США. То есть если в Казахстане за 15 Гб интернета платят в среднем 13,5 долл. США, то, к примеру, в Германии — 73,5 долл. США, в Японии — 84 долл. США, в Соединённых Штатах — 144 долл. США, в Канаде — 166,5 долл. США, в Швейцарии — 192 долл. США.
Страной с самым дешёвым мобильным интернетом в мире оказалась Индия, среди лидеров также Израиль и Россия.
Кроме того, в исследовании отметили, что именно Казахстан обладает одним из самых передовых телекоммуникационных секторов в Центральной Азии. Хорошие волоконно-оптические сети и развитая инфраструктура мобильного и фиксированного широкополосного доступа позволяют провайдерам и операторам мобильной связи предлагать абонентам более крупные пакеты трафика, в которых цена за 1 Гб данных ниже.
В целом была бы ожидаемой ситуация, при которой чем больше территория страны и чем дороже, соответственно, обходится обеспечение покрытия, тем выше формируется конечная стоимость интернета для пользователей. Однако в РК дела обстоят иначе: операторы мобильной связи вкладывают значительные инвестиции в сектор, но, тем не менее, конечная цена для абонентов сохраняется низкой. В 2020 году инвестиции в сферу информации и связи увеличились на 37,2%, до 140,9 млрд тг, а уже по итогам первого квартала текущего года сумма инвестиций выросла сразу на 63,2% к аналогичному периоду прошлого года. Фактически и без того высокие вложения в сферу из года в год показывают прогрессирующую позитивную динамику.
Непосредственно операторы сотовой связи также значительно увеличили капитальные затраты. Так, в 2020 году капитальные затраты Beeline выросли на 32,5% и составили 61,2 млрд тг. В свою очередь, в Kcell капитальные затраты увеличились на 32,9%, до 26,8 млрд тг.
Во время пандемии казахстанцы периодически жаловались на недостаточную скорость интернета. Возможно, именно низкие цены явились сдерживающим фактором. Инвестиции в телеком-оборудование нужно наращивать постоянно — во-первых, в связи с географической протяжённостью Казахстана и необходимостью обеспечить связью даже отдалённые сельские районы, а во-вторых, для того, чтобы сеть справлялась с возросшими нагрузками. Наибольший рост интернет-трафика наблюдается у Beeline: в «пандемийном» 2020 году показатель вырос сразу на 63%. Тем временем у Kcell трафик увеличился на 40,6%, у Tele2 — на 34%. Такой скачок объёмов используемого трафика вполне ожидаем на фоне перехода на дистанционный формат работы и обучения, да и в целом с учётом переноса значительной части жизни большинства казахстанцев в онлайн.
По прогнозам информационного ресурса Statista, мобильный интернет-трафик во всём мире и далее будет только расти. Среднегодовой рост трафика за 2018–2022 годы составит 46,8%. В Казахстане также неизбежно увеличится потребление интернета. На этом фоне доступ в мобильный интернет становится насущной потребностью, наряду с электро- и теплоэнергоснабжением.