В современном мире позитивная оценка трёх ключевых факторов — социальной и экологической ответственности, а также корпоративного управления (Environmental, Social & Governance, ESG) — подтверждает устойчивость компаний, холдингов и фондов, вне зависимости от форм собственности, обеспечивает снижение нефинансовых и репутационных рисков, а также повышает привлекательность активов.

Развитие глобальных тенденций демонстрирует, что в ряде ключевых экономик (EC, КНР, США), а также ведущих долговых и фондовых рынков, соблюдение принципов ESG, их включение в производственно-инвестиционную цепочку и адекватное раскрытие информации становится фактически обязательным требованием, в том числе с точки зрения осуществления листинга компаний и доступности заёмного фондирования.

Так, по данным Reuters, рейтинговое агентство США Morningstar извещает, что инвестиционная привлекательность фондов, сосредоточенных на ESG, резко увеличилась в 2020 году, в результате чего активы под их управлением в четвёртом квартале выросли на 29%, до рекордных 1,7 трлн долл. США. Приток средств в эти фонды в четвёртом квартале 2020 года также достиг рекордного уровня, увеличившись на 88%, до 152,3 млрд долл. США. О перетоке капитала в сторону устойчивых компаний, верных принципам ESG, пишет и Bloomberg Intelligence.

ESG повсеместно учитывается институциональными инвесторами и международными финансовыми организациями в их кредитной политике и инвестиционных стратегиях. Инвесторы рассматривают слабое внимание компаний к ESG как подтверждение несбалансированного корпоративного управления, высокой подверженности нефинансовым рискам и неспособности быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим, экологическим и социальным тенденциям.

Обесценение и падение привлекательности активов из-за проблем в сфере ESG, вероятное негативное влияние на кредитные и инвестиционные рейтинги, ослабление доступности международного заёмного фондирования — убедительные примеры проблем рыночных игроков, вовремя не осознавших необходимость внедрения передовых глобальных практик и опыта.

В то же время, несмотря на принятие Республикой Казахстан обязательств в области устойчивого развития, на сегодняшний день стратегия и политика одного из ведущих холдингов страны, НУХ «Байтерек», в сфере ESG не отвечает современным глобальным требованиям, как и политика и стратегия его дочерних и зависимых структур. Хотя Холдингом декларируется присвоение рейтинга, мы не смогли найти в открытом доступе (а это обязательное условие политики ESG) информацию о самом рейтинге, его названии и статусе.

Fitch Rating, S&P Global и другие экспертные центры прогнозируют дальнейшее ужесточение Due Diligence в сфере ESG, активизацию политики исключения неподходящих проектов, а также охват более широкого спектра вопросов ESG в корпоративной отчётности и риск-менеджменте. Данное обстоятельство дополнительно повлияет на условия привлечения финансирования и инвестиций.

Как следствие, усиление давления со стороны регуляторов, активистов и инвесторов вынуждает компании и финансовые организации уделять акцентированное внимание аспектам ESG, в том числе пересматривать инвестиции в высокорисковые проекты. В частности, корпоративные игроки интегрируют принципы ESG на основе рекомендаций SASB, TCFD и Global Reporting Initiative в свои стратегии и процесс управления портфелем активов. Активные действия в этом направлении предпринимают суверенные фонды благосостояния и крупные управляющие холдинги, такие как Temasek Holdings (Сингапур), Future Fund (Австралия), Norges Bank Investment Management (Норвегия) и др.

Формальное отношение к вопросам ESG со стороны НУХ «Байтерек» может оказать негативное влияние на долгосрочную устойчивость развития холдинга, в том числе привести к падению доверия со стороны партнёров и инвесторов, а также населения. В конечном итоге недостаточное реагирование и учёт факторов ESG будут существенно влиять не только на риск-профиль холдинга и его дочерних организаций, но и на устойчивость национальной экономики Республики Казахстан в расчёте на долгосрочную перспективу.