В четвёртом квартале 2021 года среднемесячная номинальная заработная плата наёмных работников, по данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, достигла 275,6 тыс. тг. Реальный рост покупательной способности зарплат по сравнению с аналогичным периодом 2020-го составил 8,7%.

В разрезе регионов самые высокие заработные платы зафиксированы в Атырауской области (420,4 тыс. тг), столице (391,4 тыс. тг) и Мангистауской области (382,4 тыс. тг). Самые низкооплачиваемые регионы — Северо-Казахстанская (203 тыс. тг) и Туркестанская (207,9 тыс. тг) области, а также Шымкент (209,3 тыс. тг).

Рост покупательной способности зарплат был отмечен во всех регионах РК, самый заметный — в Жамбылской (на 17,4%), Алматинской (на 17,2%) и Туркестанской (на 14,4%) областях. Наименьший рост показателя был отмечен в регионах — лидерах по размеру заработной платы: Атырауской области (на 2,5%), столице (на 2,9%) и Мангистауской области (на 3,4%).

* здесь и далее — без учёта малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью

Заметим, среднемесячная номинальная заработная плата — это, можно сказать, своеобразный статистический «сферический конь в вакууме». Столько, по сути, в РК не получает никто. Гораздо более показательной является медианная заработная плата — величина, находящаяся в центре ряда распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы и делящая его на две равные части — с зарплатой ниже и выше медианной.

Проще говоря, в отличие от среднемесячной номинальной, медианная — та заработная плата, которую получает средний казахстанец. В 2021 году медианная заработная плата составила 157,9 тыс. тг, и этот показатель гораздо более близок и понятен казахстанцам, чем абстрактная среднемесячная заработная плата.

Отметим: чем сильнее разрыв между среднемесячной и медианной заработными платами, тем, с одной стороны, больше разрыв между бедными и богатыми в стране, а с другой — вполне вероятно — выше уровень «серых» зарплат и, соответственно, социальной незащищённости населения. К слову, о том, что за приличными средними заработками скрывается серьёзное имущественное расслоение в обществе, говорил и президент Касым-Жомарт Токаев.

Ещё один момент: если размер медианной заработной платы вполне похож на правду, а размер среднемесячной в принципе нужен для иных целей и важен скорее экономистам-аналитикам, то в отношении официального показателя модальной заработной платы возникают определённые вопросы.

Поясним: модальная заработная плата — третий важнейший показатель при оценке оплаты труда в государстве. И если среднемесячная — показатель чисто статистический, а медианная говорит о зарплате среднего гражданина, то модальная показывает, какую заработную плату в стране получали чаще всего.

По официальным данным БНС АСПиР РК, в 2021 году модальная заработная плата достигла 173,2 тыс. тг.

Мы не берёмся оспаривать эти данные, отметим лишь, что ещё в 2019 году показатель составлял всего 58 тыс. тг. Таким образом, придётся признать, что, по данным официальной статистики, за два года пандемии самая часто выдаваемая заработная плата в стране выросла втрое (с 58 тыс. до 173,3 тыс. тг).

На всякий случай напомним слова президента Токаева: «Международные эксперты (в частности, KPMG) утверждают, что всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана. В то время как у половины населения ежемесячный доход не превышает 50 тысяч тенге!» Президент говорил не о зарплате, а о доходах — это разные показатели, и прямую корреляцию между ними проводить некорректно. И всё же некое недоумение относительно данных БНС АСПиР РК по модальной заработной плате остаётся.

Напомним также и о том, что 24 января текущего года глава государства освободил от должности руководителя БНС АСПиР РК Нурболата Айдапкелова.

Ненадёжность статданных создаёт серьёзную опасность для репутации любого государства на мировой арене. Так, к примеру, из-за сомнительных официальных цифр Всемирный банк и Международный валютный фонд отказались включать в свои обзоры данные по Туркменистану. Это автоматически означает для страны потерю инвестиционного потенциала и отток иностранного капитала. Туркменистан уже переживает тяжёлый экономический кризис, а попытка скрыть масштабы проблем лишь усугубляет ситуацию.