Кредитный портфель банков в машиностроении увеличился, однако выдача новых кредитов отрасли в текущем году значительно снизилась . Банки положительно оценивают качество уже существующих заемщиков - представителей отрасли и увеличивают им открытые кредитные линии, однако падение производства в машиностроении блокирует желание банков к активной выдаче свежих займов.
На конец первого полугодия 2016 года объем ссудного портфеля в отрасли составил 133 млрд тенге, или на 33% выше уровня прошлого года. Во второй половине 2015 года кредитный портфель рос довольно активно, в среднем на 4-6% в месяц, однако с началом 2016 года рост портфеля прекратился и отчасти перешел в сокращение.
Основная доля ссудного портфеля в машиностроении состоит из кредитов, предоставленных производителям компьютеров, электронной и оптической техники - 43% всего объема. Напомним, что рост интереса к высокотехнологичному сектору со стороны банков фиксировался с 2011 года, однако в 2014 году доля сектора в кредитовании машиностроения упала. В 2015 и 2016 году этот сектор вновь стал актуальным для банков.
В настоящее время ситуация в отрасли машиностроения выглядит достаточно сложной. Последние два года объем производства в машиностроении падает - в январе-июне 2015 года производство упало на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в текущем году за первое полугодие было выпущено продукции на 24,3% меньше, чем за соответствующий период 2015 года.
Наибольшее сокращение в структуре отрасли демонстрирует автопроизводство - объем производства за год упал почти на 59%, заградительные меры правительства для защиты местных автопроизводителей и программа льготного автокредитования никак не помогли в восстановлении покупательского спроса.
Производство компьютеров, электронной и оптической техники также показало значительное сокращение выпуска - минус 47,1% за год.
Как показывает график месячной интенсивности кредитования, текущее падение производства в машиностроении снижает банковский интерес к отрасли. За 6 месяцев текущего года банки выдали предприятиям отрасли новых кредитов всего на 88 млрд тенге. Это более чем в 3 раза ниже, чем было выдано в январе-июне 2015 года.
Напомним, что в 2015 году банки довольно охотно кредитовали отрасль - за весь год машиностроительным предприятиям было выдано 551 млрд тенге новых займов, или в 2,1 раза больше, чем в 2014 году.
Основная масса выданных в текущем году новых кредитов приходится на производство компьютеров и электронной техники - 81%, однако это ниже уровня прошлого года (92%).
Структура кредитов, выданных банками в машиностроении, показывает, что предприятия отрасли прибегают к банковским кредитным средствам для покрытия текущих издержек, но не для полноценного инвестиционного финансирования. Порядка 91% в сумме выданных кредитов - это краткосрочные займы, сроком менее 1 года.
Резкий рост выдачи займов отрасли в 2015 году также обусловлен увеличением спроса на короткие деньги.
Долгосрочное банковское кредитование для отрасли фактически закрыто - в 2015 году объем его не превысил 40 млрд тенге при совокупной выдаче в 551 млрд тенге.
При этом пул клиентов - отраслевых предприятий в массе своей отличается довольно высоким качеством, уровень просроченной задолженности по займам, предоставленным машиностроительным организациям за последние 1,5 года не превысил 6%.
В течение 2015 года доля неработающих займов в отрасли колебалась от 3% до 7%, однако в текущем году уровень показателя практически не изменялся и колебался в пределах 3-4%.
Традиционно, наибольшая волатильность отмечается по просрочкам по краткосрочным займам, но и тут она держится на благоприятных уровнях в 3-5% от портфеля.