Казахстан начал продвигать политику топливного изоляционизма, сокращая импорт бензина и дизеля. В 2016 году (январь-ноябрь) импорт бензина и дизельного топлива в РК сократился более чем на 20 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Сокращение импорта сопровождалось увеличением производства моторного и дизельного топлива - за 11 мес. 2016 года нефтеперерабатывающие предприятия Казахстана выпустили почти 7 миллионов тонн, или на 130 тысяч тонн больше, чем годом ранее.

Не смотря на рост производства, казахстанские потребители испытывают дефицит автомобильного топлива. В январе-ноябре 2016 года на внутренний рынок поступило всего 8,3 миллиона тонн топлива. Это больше, чем было в предыдущем году (на 110 тысяч тонн), однако меньше, чем было в 2013 и 2014 годах.

При этом спрос на топливо вырос на фоне увеличения количества автомобилей в РК.

На этом фоне цены резко устремились вверх, тем более со второй половины 2015 года государство фактически прекратило регулировать ценообразование на рынке. За 2016 год стоимость дизельного топлива на розничном рынке выросла на 33%, а бензина марки АИ-92 (самого популярного вида) - на 8%, или на 10 тенге.

Напомним, что в начале сентября 2015 года в ходе расширенного заседания правительства РК было принято решение о прекращении государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92.

При этом, согласно Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года, переход к свободному рыночному ценообразованию на розничном рынке нефтепродуктов планировался после окончания модернизации НПЗ - т.е. после 2017 года.