По итогам первого полугодия текущего года Казахстан занял 44-е место из 89 в рейтинге Numbeo по индексу дорожного трафика. Индекс РК составил 136,3. Чем выше индекс и, соответственно, позиция страны в рейтинге, тем хуже ситуация. И наоборот: чем ниже показатель и позиция в рейтинге, тем лучше.

Индекс дорожного трафика — комплексный показатель, учитывающий такие факторы, как время в пути, неудовлетворённость временем, проведённым в пробках, выбросы CO₂, общая неэффективность транспортной системы. Он даёт представление об общей ситуации с дорожным движением.

Индекс времени в пути для Казахстана составил 35,8 минуты. Он показывает среднее ежедневное время, необходимое для поездки на работу в одну сторону, а также то, сколько времени требуется, чтобы добраться из одного места в другое в пределах города. Индекс экспоненциального разрыва времени составил 672. Этот показатель отражает неудовлетворённость граждан, вызванную длительным временем в пути, при условии, что она возрастает экспоненциально (с каждой минутой) после того, как время поездки в одну сторону превышает 25 минут. Индекс неэффективности, оценивающий общую неэффективность транспортной системы, составил 141,3. Высокий показатель неэффективности указывает на предпочтение личного автомобиля общественному транспорту или на чрезмерно длительные поездки на работу и обратно. Индекс выбросов CO₂, оценивающий объём выбросов, связанных с ежедневными поездками пассажира на работу и обратно, составил 3942,5 грамма.

Худшие показатели были зафиксированы в Нигерии, Коста-Рике, Шри-Ланке, Бангладеш и Кении, лучшие — в Эстонии, Австрии и Финляндии.

Среди стран СНГ в рейтинг также вошли Россия (19-е место), Азербайджан (27-е место), Украина* (37-е место), Беларусь (63-е место) и Армения (71-е место). Первые три расположились в рейтинге выше Казахстана, что указывает на менее благоприятную ситуацию с дорожным трафиком в этих странах, а последние две — ниже РК, что говорит о том, что у них ситуация лучше.

* У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус.

Эксперты составили также рейтинг крупных городов мира, в который вошли и казахстанские города — Астана и Алматы. В этом рейтинге столица РК заняла 197-е место среди 335 участвовавших городов. Индекс дорожного трафика Астаны составил 128,3 (индекс времени — 34,3 минуты, индекс экспоненциального разрыва времени — 463, индекс неэффективности — 92,4, индекс выбросов CO₂ — 3958,7 грамма).

Алматы досталось 117-е место в рейтинге, что хуже, чем у столицы, а индекс дорожного трафика в этом мегаполисе РК составил 154,6 (индекс времени — 39,4 минуты, индекс экспоненциального разрыва времени — 1452,3, индекс неэффективности — 170,8, индекс выбросов CO₂ — 4093,4 грамма).

Худшие показатели в мире были зафиксированы в Лагосе (Нигерия), Сан-Хосе (Коста-Рика), Лос-Анджелесе (США), Шардже (ОАЭ) и Коломбо (Шри-Ланка), лучшие — в Тарту (Эстония), Сплите (Хорватия) и Баня-Луке (Босния и Герцеговина).

Что касается городов СНГ, вошедших в рейтинг, можно отметить, что среди них худшие показатели достались Краснодару, Москве и Санкт-Петербургу, а лучшие — Калининграду, Нижнему Новгороду и Еревану.

В целом проблемы транспортно-логистического комплекса в Казахстане регулярно обсуждаются и по возможности решаются. Разумеется, инфраструктурные вопросы всегда требуют значительных финансовых вливаний. Так, по итогам января–августа текущего года инвестиции в основной капитал в сфере строительства автомобильных и железных дорог в стране составили 35,9 млрд тг — на 65,2% больше в деньгах, чем за аналогичный период 2024-го.

Большая часть инвестиционного портфеля пришлась на собственные средства предприятий: 33,4 млрд тг, против 19,6 млрд тг годом ранее. Годовой рост в стоимостном выражении составил 70,4%. Значительно вырос и объём капвложений, привлечённых за счёт банковских кредитов: сразу в 3,5 раза, до 1,4 млрд тг. В то же время поступления из небанковских заёмных источников сократились на 37,9%, до 1,1 млрд тг.

В региональном разрезе наибольшие объёмы инвестиций в основной капитал в сфере строительства автомобильных и железных дорог были зафиксированы в Актюбинской (11,8 млрд тг), Восточно-Казахстанской (7 млрд тг) и Карагандинской (2,8 млрд тг) областях. В пятёрку регионов-лидеров также вошли Абайская и Павлодарская области: 2,2 млрд и 1,8 млрд тг соответственно. На эти пять регионов совокупно пришлось 71,5% всех капвложений в секторе.

Наименьшие объёмы инвестиций были отмечены в Жамбылской, Атырауской и Улытауской областях. При этом в Жетысуской области с начала года капвложений в секторе не наблюдалось вовсе.

На 1 сентября 2025-го в Казахстане было зарегистрировано 6,8 млн автотранспортных средств — на 21,6% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Среди них насчитывалось 5,9 млн легковых автомобилей, 639,2 тыс. грузовых автомобилей, 118 тыс. автобусов и 135,3 тыс. единиц мототранспорта.

В региональном разрезе больше всего зарегистрированных автотранспортных средств пришлось на Алматы (797,2 тыс.), Алматинскую область (723,9 тыс.), Астану (512,4 тыс.), а также Карагандинскую (414,3 тыс.) и Туркестанскую (413,4 тыс.) области.

Меньше всего автотранспортных средств было зарегистрировано в Улытауской (35,8 тыс.), Абайской (94,6 тыс.) и Жетысуской (113,6 тыс.) областях.

Кроме того, на дорогах РК всё ещё можно встретить 148,3 тыс. автотранспортных средств, зарегистрированных в ныне несуществующей Южно-Казахстанской области, а также 59,2 тыс. автомобилей с дипломатическими номерами и 333,4 тыс. автотранспортных средств с неуказанным регионом регистрации.