На начало текущего года протяжённость автомобильных дорог общего пользования в РК составила 95,8 тыс. км — на 0,1% больше, чем годом ранее. Среди них 38,8 тыс. км составили дороги районного значения, 32,1 тыс. км — дороги областного значения, 24,9 тыс. км — дороги международного и республиканского значения.

В региональном разрезе наибольшая протяжённость дорог пришлась на Восточно-Казахстанскую область: 12 тыс. км. В тройку лидеров также вошли Алматинская (9,6 тыс. км) и Костанайская (9,3 тыс. км) области. Наименьшая протяжённость дорог была зафиксирована в Мангистауской области: всего 3 тыс. км.

Заметнее всего протяжённость дорог общего пользования выросла в Мангистауской области, сократилась — в Павлодарской.

В разрезе категорий 48,7% дорог, или 46,6 тыс. км (на 0,4% меньше, чем годом ранее), отнесли к четвёртой категории. Ещё 29,2% дорог, или 28 тыс. км (плюс 0,3% за год), получили третью категорию. Протяжённость дорог пятой категории составила 11,7 тыс. км. На дороги второй категории пришлось 6,3 тыс. км, первой категории — 3,1 тыс. км.

Больше всего автомобильных дорог общего пользования первой и второй категории приходится на Алматинскую область, третьей категории — на Костанайскую, четвёртой — на Восточно-Казахстанскую, пятой — на Северо-Казахстанскую область.

Поясним: автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
• количества и ширины полос движения;
• наличия центральной разделительной полосы;
• типа пересечений с автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
• условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.

За январь–апрель 2021 года инвестиции в основной капитал в сфере строительства автомобильных дорог составили 39,4 млрд тг.

Более половины инвестиций (52,1%) пришлось на Алматинскую область: 20,5 млрд тг. На второй и третьей строчке оказались Актюбинская (8,8 млрд тг) и Карагандинская (3,7 млрд тг) области.

На 1 июня 2021 года сборы по четырём платным участкам казахстанских автодорог составляют 2,3 млрд тг, сообщает МИИР РК. В 2020 году было собрано 5,7 млрд тг. Все собранные средства идут на содержание дорог. Согласно госпрограмме «Нұрлы жол» в текущем году планируется поэтапно ввести платность на дорогах первой категории.