Пенсионные накопления на конец марта текущего года составили 9,6 трлн тг, увеличившись за год на 20,9%. Наибольшая часть всех накоплений традиционно приходится на обязательные пенсионные взносы: 97,8% (9,4 трлн тг).
Что касается добровольных пенсионных взносов, их сумма на конец марта составила всего 1,9 млрд тг, увеличившись на 9,6% год-к-году. При этом их доля снизилась и составила лишь 0,02% (впрочем, годом ранее было всего 0,022%).
За последние пять лет в соответствующих периодах сумма пенсионных активов в среднем увеличивается на 19,6% за год, при этом сумма добровольных пенсионных взносов увеличивается в среднем лишь на 4,3%.
Несмотря на положительную динамику роста добровольных пенсионных взносов, их доля в общем объёме пенсионных активов по-прежнему сохраняется на очень низком уровне и продолжает падать. К примеру, в марте 2014-го их удельный вес составлял 0,04% — тоже немного, но вдвое больше, чем сегодня.
В то же время ЕНПФ активно проводит информационно-разъяснительную работу с населением в целях привлечения добровольных взносов. Только с начала текущего года было проведено свыше 6,8 тыс. презентаций. За период 2017–2018 годов и I квартал 2019 года информационно-разъяснительной работой на презентациях ЕНПФ было охвачено 1,6 млн человек, что составляет 17,8% занятого населения.
Помимо этого, пенсионный фонд на постоянной основе разрабатывает различные электронные сервисы. На официальном сайте ЕНПФ представлены 13 электронных сервисов, в том числе мобильное приложение, пенсионный калькулятор, личный кабинет и др.
На поддержание разработанной инфраструктуры в 2017 году фонд потратил 207 млн тг (+34,2% за год). Расходы на информационные и телекоммуникационные услуги за тот же год составили 309,5 млн тг (+7,7% за год).
ЕНПФ уделяет серьёзное внимание и собственным рекламе и продвижению. В 2017 году расходы фонда на рекламу составили 195,1 млн тг (в 2016-м — 263,8 млн тг). Расходы на маркетинг и рекламу занимают 5% в структуре операционных расходов.
Заметим, перечисленные сервисы были разработаны для повышения качества взаимодействия населения с пенсионным фондом; активные маркетинговые и рекламные кампании направлены на повышение уровня вовлечённости населения в пенсионную систему и привлечение добровольных взносов. Однако эффективность этих мероприятий находится на низком уровне, учитывая стабильно сокращающуюся долю добровольных пенсионных взносов. Возможно, пенсионному фонду необходимо пересмотреть инструменты реализации или в целом всю стратегию продвижения и позиционирования фонда для повышения их эффективности или оптимизации расходов.
За первые три месяца текущего года инвестиционный доход ЕНПФ составил 112,6 млрд тг, увеличившись на 48,5% за год.
Наибольшая часть приходится на доходы в виде вознаграждения по ценным бумагам, в том числе по размещённым вкладам и операциям «обратное РЕПО»: 152,2 млрд тг (годом ранее — 130,9 млрд тг). Доходы от внешнего управления и прочие доходы составили 3,2 млрд и 2,4 млрд тг соответственно.
Также за три месяца зафиксированы убытки от рыночной переоценки ценных бумаг и от переоценки иностранной валюты на сумму 16,2 млрд и 28,9 млрд тг соответственно.