На журналистов в Казахстане не так часто оказывается прямое давление. С 2015 года работники СМИ подвергались нападениям во время освещения событий в среднем около девяти раз в год. Исключением стал 2022 год: на данный момент зафиксировано 25 нападений, большинство из которых связаны с освещением митингов во время «кровавого января».

Вместо открытого преследования на журналистов часто оказывается давление через так называемую «редакционную политику» и госзаказы — в стране практически нет независимых от бюджетных денег изданий.

Для тех СМИ, что продолжают противоречить правительственной повестке, линией атаки зачастую становятся обвинения в распространении ложной информации, умалении чести и достоинства и, до недавнего времени, в клевете.

С момента принятия Закона о СМИ журналисты в Казахстане при раскрытии компрометирующих фактов о высокопоставленных чиновниках вынуждены спрашивать их разрешения на публикацию и предупреждать об этом общественность. В противном случае журналисты могут столкнуться с судебными делами, которые они неизбежно проиграют.

Но не только чиновники виновны в этом. В Казахстане влиятельные и богатые люди используют законы в надежде запугать и заставить замолчать журналистов, которые раскрывают неудобную правду, отвечающую общественным интересам.

С 2015 года против журналистов было подано 1149 исков: 581 гражданский, 442 уголовных и 126 административных. Данные о нарушениях безопасности журналистов и права на свободу слова в Казахстане фиксирует Международный фонд «Адил соз».

Согласно отчётам фонда, за последние семь с половиной лет в Казахстане стали реже подавать судебные иски против журналистов, однако это всё ещё остаётся распространённым способом давления: в 2021 году против журналистов было подано 124 иска.

До недавнего времени статья за клевету была одной из трёх статей Уголовного кодекса Казахстана, которые угрожают каждому журналисту. Две другие — статья «Распространение заведомо ложных сведений» и статья «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».

Ранее за клевету можно было получить штраф в размере до 3000 месячных расчётных показателей и ограничение или лишение свободы от года до трёх лет. Но в 2020 году эту статью перенесли из Уголовного кодекса в Кодекс об административных правонарушениях.

Тогда представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир поприветствовал решение нижней палаты парламента Казахстана о декриминализации диффамации, отметив, что «слишком много журналистов подверглись уголовному преследованию, или стали жертвами крупных штрафов просто за выполнение своего долга по информированию граждан».

Однако, хотя диффамация была декриминализована, статья «Распространение заведомо ложной информации» всё ещё существует в УК РК. Это значит, что защита конфиденциальных источников может быть снята по решению суда.

До декриминализации «клеветы» с 2015 года по этой статье было предъявлено 132 иска. Однако чаще всего на журналистов подают в суд по статье «Защита чести, достоинства и деловой репутации» Гражданского кодекса Республики Казахстан. С 2015-го по 2022 год по этой статье было возбуждено 515 дел.

Под видом защиты от умаления чести на журналистов оказывают финансовое давление, предъявляя им многомиллионные иски. В 2021 году заявленные суммы возмещения морального вреда составили 28,7 млн тг, взысканные суммы — 1,49 млн тг. При этом около трети исков начиная с 2016 года было подано чиновниками и государственными служащими.

В 2020 году показатели оказались ещё больше: заявленные суммы компенсации морального вреда составили 79,11 млн тг, взысканные — 1,48 млн тг.

В 2022 году Казахстан занял лишь 122-е место из 180 в ежегодном рейтинге международной организации «Репортёры без границ», который оценивает уровень свободы СМИ в разных странах. РК оказалась на «почётной» позиции между африканскими Бенином и Танзанией, лишь на пару позиций обойдя такие «прогрессивные» страны, как Гватемала и Демократическая Республика Конго.

Организация отмечает, что правительство намеренно контролирует информацию. Власти используют все доступные средства — аресты, нападения, отключение телекоммуникаций, отключение интернета. Всё это применялось, например, чтобы остановить освещение крупных событий, таких как беспрецедентные антиправительственные протесты, потрясшие страну в январе 2022 года.

По мнению организации «Репортёры без границ», правительство платит частным СМИ за распространение пропаганды режима, а также контролирует назначение главных редакторов в государственных и подконтрольных государству СМИ. Министерство информации само выступает в качестве органа, регулирующего деятельность СМИ.

Кроме того, журналистам отказывают в предоставлении общественно значимой информации по письменным запросам или на правительственных брифингах, где вопросы журналистов подвергаются цензуре. В 2020 году фонд «Адил соз» зафиксировал 251 подобный случай, за семь месяцев текущего года — уже 110 отказов.