Фонд заработной платы в транспортно-логистической отрасли в 2015 году перестал расти, показав уменьшение в размерах на 3%.

Сокращение объема ФЗП в логистике было обусловлено уменьшением расходов на оплату труда в крупных и средних предприятиях отрасли (-5% в 2015 году), в то время как фонд оплаты труда на малых предприятиях вырос за год на 22%.

На этом фоне вклад малых транспортно-логистических компаний в общий объем ФЗП отрасли увеличился до 12% (56 млрд тенге) с 10% годом ранее. Совокупный объем фонда оплаты труда на крупных и средних предприятиях в 2015 год сформировался в размере 395 млрд тенге.

Прирост объема ФЗП на малых предприятиях отрасли обусловлен увеличением численности задействованных сотрудников. При этом, уровень заработной платы в малом секторе отрасли логистики остается низким, по сравнению с окладами на крупных и средних предприятиях.

В 2015 году зарплаты в логистике выросли в среднем на 10%, как в малом, так и в крупном бизнесе. Однако, среднемесячная заработная плата работника малого предприятия в прошлом году составила 109 тыс. тенге, в то время как среднестатистический сотрудник крупной или средней транспортной или складской компании в месяц получал по 139 тыс. тенге.

Низкий уровень заработных плат на малых предприятиях отрасли сказывается на производительности труда работников. Третий год подряд фиксируется снижение реальной производительности труда персонала малых логистических компаний: в 2013 году сначала на 1%, в 2014 году на 15%, в 2015 году на 11%.

На крупных и средних предприятиях производительность труда в рамках последней пятилетки начала падать только в прошлом году. Уровень производительности в крупном бизнесе отрасли логистики упал в 2015 году на 2%.

По итогам года в среднем каждый работник крупного и среднего предприятия оказал услуг на общую сумму 10,9 млн тенге, в то время как работник малого предприятия - на 8,1 млн тенге.

Сохранение производительности труда, на уровне предыдущего 2014 года, на крупных и средних предприятиях в логистике удалось достичь благодаря сокращению своих штатов. В 2015 году фактическая численность работников на таких предприятиях уменьшилась на 8%. Этому предшествовало 2 года заморозки численности персонала в крупных и средних компаниях.

В то же время, в сегменте малого бизнеса, в отрасли третий год наблюдается прирост числа работников - после сильного сокращения в 2011-2012 годах численность сотрудников на малых логистических предприятиях выросла на 8% в 2013 году, затем на 3% в 2014 году. В 2015 году, в том числе под давлением сокращения штатов на крупных предприятиях отрасли, число работников в малом сегменте выросло сразу на 13%.